Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Само понятие "вид речи" нуждается в пояснении и уточнении. В научной литературе отсутствует единый термин, называющий ви­ ды речи вне зависимости от их статуса. Наиболее удачен на наш взгляд, предложенный Ю.Д.Дешериевнм термин "лингвема", под которой "понимается любой язык, обслуживающий определенную со­ циальную общность людей (род, племя, народность, нацию)" (5). Если понятие лингвемы распространить не только на язык, но и на другие виды речи, то получим идеальный термин. Он и будет использован в настоящей работе для обозначения видов речи вне зависимости от их статуса. Итак, лингвема действует среди определенной сообщно'сти людей, осознающих, что для общения между собой они используют один и тот же язык. Лингвема может быть распространена на ог­ раниченной территории и использоваться для коммуникативных це­ лей только определенной группой людей, принадлежащих соответ­ ствующему этносу. Сфера культурной экспансии лингвемы может охватывать определенные группы говорящих, которые относятся к разным этносам и проживают на территории разных государств. Но тогда лингвема, как правило, претерпевает изменения. Нами отмечено, что лингвемы чаще распространяются не рав­ номерными концентрическими кругами "от центра - к периферии", а занимают определенные "экологические ниши", что напомина'- ет ситуацию, существующую в животном и растительном мире. Например, африканский язык лингала, или иначе - "язык реки", распространен в Народной Республике Конго, Республике Заир, а также в Центрально-Африканской Республике вдоль течения ряда рек (16). Это не означает, что в упомянутом регионе обитаемы лишь берега рек. Однако язык лингала получил распространение лишь в речной экологической нише. „ Язык лингала не однороден. В нем вычленяется ряд лингвем, существование которых зиждется "на этническом и социальном различии населения" (17). Этнические и социальные характерис­ тики людей, осознающих свою принадлежность к определенной еди­ ной общности, составляют как основу для развития культуры дан­ ной общности, так и элементы самой культуры. Для обозначения таких общностей удобно использовать термин "социалема", также предложенный Ю.Д.Дешериевнм. Под социалемой он понимает "лю­ бую социальную общность людей, говорящих на одном языке: род, племя, народность, нацию" (6). 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=