Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

В.И.ФРИЗЕН Тульский пединститут ОПОРА НА ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК ИЛИ ДИАЛЕКТ? В настоящее время .уже не вызывает возражения необходимость учета родного языка учащегося в процессе преподавания ему рус­ ского. Однако в практической работе нередки сомнения в пра­ вильности выбора определенного языка - опоры (преимущественно литературного): учащиеся зачастую плохо или совсем не знают языка, который должен быть им хорошо знаком. Нет и четких критериев литературности того или иного вида речи, а они крайне необходимы при разработке приемов и методов обучения. Следует согласиться с мнением авторов коллективного труда "Языки и диалекты мира. Проспект и словник" о том, что в насто­ ящее время языкознание не располагает точными данными о коли­ честве языков, на которых говорит население Земли. Вопрос о различении языка и диалекта в условиях бесписьменности вообще чрезвычайно труден. В конкретных случаях статус определенного вида речи вызывает дискуссии. Таков, в частности, вопрос о статусе языков (или диалектов?) шугнанско-рушанской группы иранских языков Памира. Традиционно критериями видов речи (в тех же памирских языках) считаются следующие. . "Во-первых, это - наличие или отсутствие взаимопонимания между носителями этих локальных единиц. ... Во-вторых, это - наличие или отсутствие единой пись­ менной или литературной нормы на базе одной из этих разновид­ ностей или же наличие койне, - единой нормы, выросшей на базе одной из близкородственных единиц, которые объединяют вокруг себя все разновидности в одно целое. ... В ряде случаев традиция использует третий фактор - наличие или отсутствие у носителей этих локальных языковых разновидностей сознания этнического единства, которое выявля­ ется в едином самосознании и самоназвании" (18). Приведенные цитаты, на наш взгляд, имплицитно содержат и мысль о невозможности разграничения видов речи, исходя лишь из фактов их внутренней структуры. Даже детальное обследование фонетики, грамматики, лексики двух родственных видов речи не сможет ответить на вопрос, какой из них в системе "язык - диалект - говор" занимает более высокое или низкое положение.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=