Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Ю.Г.КОНОВАЛОВ Тульский пединститут О СПЕЦИФИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ ВКЛЮЧЕННОЙ Ф О Р Ш ОБУЧЕНИЯ Более чем двадцатилетний опыт включенного обучения иност­ ранных студентов в СССР показал, что это достаточно эффектив­ ная форма обучения русскому языку, хотя многие теоретические, методические и практические вопросы преподавания русского язы­ ка иностранным студентам пока еще окончательно не решены. В вопросе о содержании включенного обучения наметились две основные тенденции: преемственность в обучении и эффективное использование языковой среды. Необходимо найти пути сближения этих тенденций. Эго важно как для координации этапов обучения, так и для ознакомления студентов с советской действительностью. Преемственность в обучении русскому языку студентов вклю­ ченной формы обучения состоит в том, что занятия с ними должны быть логичным продолжением обучения, начатого на родине. Наи­ более удобной формой учебной литературы, обеспечивающей преем­ ственность, оказываются так называемые "сквозные учебники". В них раздел, предназначенный для изучения в условиях языковой среды, не дублирует материала других разделов, а расширяет и углубляет его, являясь базой для следующих этапов.Изучения русского языка на родине. В настоящее время такие учебники созданы для студентов-включенников из ГДР, ВНР, ЧССР. В препо­ давании русского языка студентам-включенникам важным оказы'ва-’ ется, таким образом, знание учебников и представление о бу­ дущей программе обучения. За один год включенного обучения лексический запас студентов должен увеличиться на 1500 единиц, т.е. при возвращении на родину студенты должны владеть уже 4500 лексическими единицами (словами и выражениями). Обяза­ тельным условием успешного обучения в условиях русской языко­ вой среды является знание студентами основ русской грамматики Само по себе пребывание в стране изучаемого языка вовсе не гарантирует эффективного овладения им. Ср.: "Нет ничего наивнее, как думать, что достаточно выехать за границу, чтобы научиться тому или другому иностранному языку: этого легче и скорое достигнуть, живя за границей, но вто тоже требует боль- 5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=