Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

правильности усвоения лексики; 2) проверка умения анализиро­ вать и объяснять лексические явления. Объяснение - это выпол­ нение и речевой задачи, ограниченной областью профессиональ­ ных интересов филолога. Одним из способов предотвращения ошибок является коллек­ тивная работа по составлению правил-инструкций употребления интерферирующих слов. Такие правила составляются под руковод­ ством преподавателя и записываются в специальный словарь. Они содержат краткую информацию о' семантической структуре слова и его сочетаемости. Во время пересказа, беседы, устного сочинения студентам дается задание фиксировать ошибки, которые затем анализируют­ ся. Такую работу мы считаем важной для выработки профессио­ нального умения отличать правильную речь от неправильной. Особая работа - исправление ошибок в письменной речи, если студенты могут сами сделать это, мы лишь подчеркиваем ошибку, трудную ошибку исправляем. После этого мы берем рабо­ ты для повторной проверки (это относится и к экзаменационным сочинениям). Работой над ошибками мы занимаемся и на практических занятиях по развитию, речи, и на специальных лабораторных за­ нятиях, и на контрольных занятиях, и во время консультаций. Г.И.БАГРЯНЦЕВА Тульский политехнический институт ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ И ОШИБКИ В РУССКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ КЗ НРБ Учет особенностей родного языка студентов следует рас­ сматривать и как принцип отбора грамматических тем, наиболее трудных для той или иной национальности. Одной из таких тем как для славян, так и для неславянских национальностей, явля­ ется тема "Глаголи движения". Она изучается практически но • протяжении всего периода обучения иностранных студентов рус­ скому языку. Глаголам движения посвящена большая методическая литера- 49

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=