Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
правильности усвоения лексики; 2) проверка умения анализиро вать и объяснять лексические явления. Объяснение - это выпол нение и речевой задачи, ограниченной областью профессиональ ных интересов филолога. Одним из способов предотвращения ошибок является коллек тивная работа по составлению правил-инструкций употребления интерферирующих слов. Такие правила составляются под руковод ством преподавателя и записываются в специальный словарь. Они содержат краткую информацию о' семантической структуре слова и его сочетаемости. Во время пересказа, беседы, устного сочинения студентам дается задание фиксировать ошибки, которые затем анализируют ся. Такую работу мы считаем важной для выработки профессио нального умения отличать правильную речь от неправильной. Особая работа - исправление ошибок в письменной речи, если студенты могут сами сделать это, мы лишь подчеркиваем ошибку, трудную ошибку исправляем. После этого мы берем рабо ты для повторной проверки (это относится и к экзаменационным сочинениям). Работой над ошибками мы занимаемся и на практических занятиях по развитию, речи, и на специальных лабораторных за нятиях, и на контрольных занятиях, и во время консультаций. Г.И.БАГРЯНЦЕВА Тульский политехнический институт ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ И ОШИБКИ В РУССКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ КЗ НРБ Учет особенностей родного языка студентов следует рас сматривать и как принцип отбора грамматических тем, наиболее трудных для той или иной национальности. Одной из таких тем как для славян, так и для неславянских национальностей, явля ется тема "Глаголи движения". Она изучается практически но • протяжении всего периода обучения иностранных студентов рус скому языку. Глаголам движения посвящена большая методическая литера- 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=