Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

уровня самоконтроля студентов преподаватель решает, когда и как исправить ошибку. Грубь'е ошибки мы часто исправляем по принципу коммуникативной коррекции. Например: Студент: - В больнице человек находится в странной ок­ ружающей среде. Преподаватель: - Вы считаете, что в больнице человек на­ ходится в непривычной обстановке? Студент: - Да, в непривутчной обстановке. Основное в работе над ошибками - их предупреждение, т.е. учет возможных случаев возникновения ошибок, разработка раци­ ональной системы упражнений. Последние составляются на основе анализа ошибок в устной и письменной речи студентов. Все уп­ ражнения, и прежде всего направленные на нейтрализацию влияния родного языка, должны быть основаны на тексте и отражать живую русскую речь. Рассмотрим одну из возможных систем упражнений по лекси­ ке. В ней учитывается специфика лексики как уровня языка. Лексика описывается с опорой на ошибки. Такая система решает следующие основные задачи: 1) обобщение, систематизацию знаний лексического мате­ риала; 2) коррекцию навыков словоупотребления с одновременной систематизацией материала; 3) профилактику ошибок словоупотребления. Общая схема таких упражнений такова. 1. Ознакомление с ЛСГ, которая подлежит усвоению. В поле зрения учащихся попадает сразу весь материал, вся парадигма. Выясняется, что знакомо студентам и какова степень знания того или иного слова. Такое ознакомление позволяет преподавателю в последующей работе обращать внимание на наиболее трудные мо­ менты . 2. Упражнения на наблюдение слова в контексте. Система упражнений направлена на развитие и активизацию аналитических способностей студентов. 3. Упражнения, демонстрирующие сочетаемость, синтагмати­ ческие связи слова, представленные в типовых моделях. 4. Упражнения на сопоставление значений двух или более слов и упражнения, показывающие условия нейтрализации зтих значений. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=