Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

4) Мой брат изучает в Гаване. 5) Я учусь русский язык. Представляется, что здесь обнаруживается и неправильное употребление русских синонимов, и ошибочная синонимизация, вы­ званная влиянием семантической системы родного языка. Кроме указанных в русской речи кубинцев устойчиво проявляются и дру­ гие лексические ошибки: а) расширительное употребление доминанты синонимического ряда; слова делать/сделать, строить/построить используются вместо любого члена синонимического ряда, в частности, слово большой вместо высокий; быстро вместо сразу, немедленно¡уве­ личивать в значении углублять, расширять: плохой вместо опас­ ный, инфекционный, смертельный в сочетании с существительным "болезнь? б.) неправильный выбор синонима и нарушение сочетаемости: несколько вместо много, дополнительный, т.е. специальный,- в сочетании "специальная школа"; коллекция в значении подшивка,- в сочетании "подшивка газет"; всякий (=любой), несколько («много) и др. Нередки еще два вида лексических ошибок, не столь тесно связанных, на наш взгляд, с лексической интерференцией. В этих случаях ошибка вызвана в первую очередь незнанием соот­ ветствующего русского слова или лексико-грамматической конст­ рукции. Традиционно данный тип ошибок именуют ошибочной опи- сательностью. Она в равной мере может опираться как на систе­ му родного языка, так и на полученные ранее навыки использо­ вания системы русского. Ср.: Он немного смеется (=улыбается). У меня есть сон (=я хочу спать). Че Гевара никогда не делал шаг назад (*не отступал). Лена не училась хорошо (=училась плохо). Благодаря спортивным местам («спортивным сооружениям), люди могут заниматься спортом. Учитель, который работает в библиотеке («библиотекарь), выдал детям книги. Ошибки, связанные с неправильной описательностью, не яв­ ляются чисто лексическими, поскольку представляют собой обыч­ но не подмену одной лексической единицы другой, я употребле­ ние целой лексико-грамматической 'конструкции для передачи со­ ответствующего понятия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=