Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
приевязочного члена я др. имеют своим истоком незнание логи ческой структуры мысли и ее отражения в языке, а формально предстают как морфологические ошибки, связанные с образовани ем и функционированием склоняемых и спрягаемых форм. Нарушения в использовании вида глагола охватывают импер- фектное и перфектное значения. При необоснованном употреблении форм несовершенного вида игнорируется соотношение форм глаголов-сказуемых, лексические показатели, контекст или ситуация. Например: 1) ... когда Павлик входил (вместо "вошел") в эту комна ту, он увидел, что в комнате стояла громадная ... елка. 2) Однажды Ленин отмечал (вместо "отметил"), что язык Тургенева ... велик и могуч. 3) Когда советский летчик Ю.Гагарин полетел в космос, русские термины распространялись на всех странах (вместо "распространились"). Совершенный вид также может вводиться там, где лексичес кий средства препятствуют этому. Ср.: 1) Все время я очень устала. поэтому мне не работается. 2) Кроме того, в этом тексте мы встретим устойчивые сло восочетания. Поскольку категория вида отсутствует в испанском языке, нарушения в ее образовании и употреблении правомерно квалифи цировать как .последствия внутриязыковой интерференции. Начальный анализ возвратных и невозвратных образований приводит к мысли о том, что здесь нередко не случайно сталки ваются, смешиваются возвратность и вид. Однако неумелое поль зование воэвратными/невозвратньгми формами имеет логико-синтак сические истоки: нечеткость восприятия активных и пассивных конструкций и, естественно, неумение ими пользоваться. Ср.: 1) (Приближение) Нового года совпадалось с его днем рож дения. 2) В тексте мы больше встретились конкретных существи тельных. - 'V С другой стороны: 1) Он (язык - В.К.) открывает до конца ... лишь тому, кто кровно любит ... свой народ. 2) Фразеологизм отличает от слова тем, что... На фоне возможных возвратных форм испанского языка было бы поспеии’м утверждать только внутри- или только межъязыковую . ' 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=