Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

щение фразы в принципе возможно, если ее состав строго не оп­ ределен валентностными свойствами составляющих словоформ (лексем). Ср.: 1) ... мы должны собрать коллекцию живописи (вместо . "произведений живописи"). 2) ... так как произведения (вместо "ценность произведе­ ний") этого человека определяются верой (в) человека. Пропуск слова, будучи лексическим и (или) грамматическим нарушением, приводит к логической ущербности мысли. Например: 1) Он (текст - В.К.) обслуживает общественной жизни (дол­ жно быть "сферу общественной жизни"). 2) По происхождению слова отрывка в основном русскими (пропущена глагольная связка "являются"). 3) Очень часто используются также прилагательных (пропу­ щено существительное "формы”). При проверке важно не просто исправить ошибку, а воссоз­ дать и ту структуру, которую предполагал, но не смог исполь­ зовать студент. На уровне морфологии и синтаксиса количество нарушений на продвинутом этапе обучения также позволяет говорить об их системности. Оценка .однотипных нарушений неодинакова. В области морфологии имен устойчивы нарушения категорий рода, падежа и числа (реже!) существительных, меньше - прила­ гательных . Часты ошибки, связанные с употреблением местоимений раз­ ных разрядов. Таким образом, здесь они приобретают уже не грамматический, а лексико-грамматический характер. области глагольной системы формообразования неправиль- П:’ ■ "К'ся формы вида, реже - времени и числа. Неясным для.ку . \”ывается соотношение возвратных и невозврат­ ных форм й а ’ :',;!Яным с ним управлением. Именное и глагольное беспредложное и предложное управле­ ние как явление семантико-синтаксическое столь часто и регу­ лярно нарушается носителями испанского языка, что должно быть специально освещено и мотивировано в курсах практической грамматики и перевода. Наконец, весьма обширны нарушения, связанные с констру- . ированием предложения. Смешение функций грамматических субъек­ та и объекта, объекта и атрибута, функций спрягаемой формы .и 33

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=