Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

привычного. В области словоупотребления обнаруживается еще одно ти­ пичное нарушение, могущее быть возведенным в статус системно­ го и интерференционного. Нарушение состоит в неправомерной замене одного слова другим внутри одного лексико-семантическо­ го поля, как говорили раньше, или лексико-грамматической груп­ пы, как принято писать ныне. Например: 1) ... тетя Павдика сразу заметила (вместо "увидела"), что это был он. 2) После этого гостей начали уносить (вместо "развозить") по домел. 3) ... чтобы делать (вместо "произвести") медицинский осмотр. 4) Они работают с иллюстрациями (вместо "снимками") пе­ ред операцией. Отмеченная группа нарушений может быть предметом специ­ ального исследования. Очевидна их мотивация внутриязыковыми связями слов, их смыслов в самом русском языке или ассоциатив­ ными связями с испанскими лексемами, наложением их отдельных смыслов, несовпадением семантических объемов слов, выражающих сходные (родственные) понятия в двух языках. Наконец, выявление семантических объемов лексем двух языков и - далее - взаимодействие смыслов этих лексем в сос­ таве предложения и словосочетания должны дать объяснение тав­ тологии в русских речевых произведениях кубинцев. Ср.: 1) После победы революции рост мирового значения русского языка увеличивается. 2) Это такие слова, которые существовали несколько лет назад, они употреблялись в речи языка. Очевидна общность психологических процессов и логических операций русских и кубинцев, предшествующих возникновению тав­ тологии. Выявить их - значит уменьшить количество не только ошибок данного типа, но и других нарушений, связанных с дейст­ вием мозговых центров. Наличие лишних слов вообще может носить не лексический, а грамматический характер. Таково, конкретно, употребление связки есть в настоящем времени. Например: В этом отрывке есть больше всего существительных. Пропуск слов, напротив, оказывается и грамматическим,и лексическим (лексико-грамматическим) нарушением, так как сокра- 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=