Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

языковых явлений и особенно актуально, когда обучение ведется в группах учащихся одной национальности. Система родного языка оказывает как позитивное, так и не­ гативное влияние на усвоение любого иностранного языка, в том числе и русского. Задача состоит, таким образом, в коррекции уже имеющихся навыков и формировании новых. Показателем языко­ вых затруднений учащихся служат допускаемые ими ошибки. Проб­ лема типологии последних не нашла пока достаточного отражения в методической литературе. В частности, в настоящее время имеется ряд работ по со­ поставительному анализу русского и испанского языков (I), от­ дельных грамматических категорий и способов их выражения (2), фонетических и лексических особенностей двух языков(3) и т.д. Однако вопрос систематизации характерных нарушений литератур­ ной нормы в русской речи испаноговорящих остается нерешенным. Его практическая реализация представляется важной как для оп­ ределения методов и приемов обучения данных учащихся, так и для установления критерия оценок уровня владения ими русской речью. В предлагаемой статье сделена попытка проанализировать и систематизировать типичные ошибки испвноговорящих (кубинских) учащихся в соответствии с уровнями языковой системы. Материа­ лом исследования послужили письменные работы кубинских сту­ дентов разных этапов обучения: среднего, продвинутого, завер­ шающего. Как известно, письменную речь воспроизводить труднее, чем устную. Она характеризуется большей развернутостью и, следова­ тельно, структурной сложностью, а также сознательной оценкой пригодности или непригодности языковых средств для задач ком­ муникации. Обучение русскому письму и письменной речи иност­ ранных учащихся сопровождается значительными трудностями, ко­ торые обусловлены не только расхождением в грамматических сис­ темах двух языков, но и влиянием фонетических особенностей ре­ чи кубинских студентов, особенностей испанской графики, пост­ роения предложения и средств синтаксической связи в нем. Анализ письменна работ кубинских учащихся позволил обна­ ружить несколько больших групп ошибок, выделяемых на разном основании: 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=