Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
также заключается в фонетическом объединении нескольких слов в синтагму или нескольких синтагм во фразу". Такая дефиниция подходит к ударению с позиций общего языкознания и не выделяет специфики русского ударения, хотя отдельные его характеристики раскрываются в продолжении статьи (Русский язык. Энциклопедия) или других статьях (словари О.С.Ахмановой, Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой). За Исключением книги "Русский язык. Энциклопедия", статьи в пере численных словарях не сопровождаются примерами, что затрудняет иностранцам их осмысление. Думается, что преподавателю удобно иметь самостоятельно или силами ученых кафедры составленный словарик лингвистичес ких терминов к курсу "Современный русский язык" (2). Статья в таком словарике, нацеленная на осмысление особенностей рус ского языка, будет трактовать термин уже, конкретнее, подра зумевая под ним именно русское ударение. В пределах одной статьи можно объяснить и родовое, и видовое понятия. Ср.: "Ударение (акцент). Фонетическое выделение одного из слогов в потоке речи, произнесение его с большей напряженностью по сравнению с другими слогами. Графическое обозначение - штрих над гласной буквой ударного слога. Трамвай. Студентка. Уда рение динамическое (силовое, выдыхательное, экспираторное). Ударение, создаваемое силой выдоха. Ударение количественное (квантитативное, долготное). Ударение, создаваемое большей длительностью произнесения гласного звука по сравнению с безударными. Ударение логическое (смысловое). Фонетическое выделение одного из тактов во фразе для усиления его смысло вой нагрузки. С т у д е н т ы пришли на лекцию. Студенты п р и ш л и на лекцию. Студенты пришли на л е’ к ц и ю. Ударение тактовое. Фонетическое выделение одного слога в такте. I пьд^глро'й1. Ударение фразовое. Фонетическое выделе ние во фразе того слога, который представляет собой центр ее интонационной конструкции. Графическое обозначение - сдвоен ный штрих над ударным гласным. Я иду' в библиотеку. Желательно, чтобы лингвистический словарик имелся у каж-. дого учащегося с первых дней чтения курса. Частое обращение к нему, рекомендация преподавателя до или во время лекции за писать самостоятельно в тетрадь то или иное определенйе не только облегчит знакомство с лингвистической терминологией, 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=