Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Во-первых, вьетнамская лингвистика еще очень молода, здесь пока не выработано единой терминологии, отражающей отла­ женную систему языковедческих понятий. Во-вторых, вьетнамский язык близок к изолирующим языкам. Его грамматика принципиально отличается от грамматик флектив­ ных языков. Вследствие этого нет возможности точно соотносить категории вьетнамского словообразования, морфологии, синтакси­ са с соответствующими русскими грамматическими категориями. В-третьих, к изучению русского языка в средней школе СРВ обратились лишь в последние годы. Студенты приезжают в Совет­ ский Союз не только без предварительной теоретической подго­ товки, но и с незначительным словарным запасом, владеют в большей мере письменной речью, чем устной. Наконец, в-четвертых, в большей части советских вузов пока нет в достаточном количестве учебных пособий по современ­ ному русскому языку, разработанных специально для говорящих по-вьетнамски. Все перечисленное побуждает с особой тщательностью отно­ ситься к отбору лингвистической терминологии и методике ее изучения во вьетнамской аудитории. В первые 1-2 месяца занятий, пока студенты привыкают к звучанию русской речи, учатся воспринимать и фиксировать ма­ териал на слух, новую терминологию приходится вводить только на лекциях, каждый раз записывая ее на доске и поясняя прос­ тейшими примерами. Опыт показывает, что стажерам из СРВ недо­ статочно обыч"ого конспектирования дефиниций и примеров пре­ подавателя. Чтобы убедиться в усвоении термина, необходимо включать в лекцию элементы практического занятия, например, предлагать самим учащимся иллюстрировать определения, данные лектором. Так, объясняя разницу между звуком как объектом фонетики и фонологии, после записи тезисов: "В фонетике звук изучается с физико-акустической стороны (Каков характер коле­ бания голосовых связок? Что мы слышим и произносим?) и с фи­ зиолого-анатомической стороны (Какую работу выполняют наши речевые органы при образовании того или иного звука?)" - целе­ сообразно предложить учащимся свмим выявить отличие в работе речевых органов при произнесении двух разных звуков, к приме­ ру, описать разницу в положении языка и губ при проговаривэ нии Га] и fy) , i ; m ) и (Д1 ; назвать пары слов, материально 1Л

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=