Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
В работе по предупреждению и устранению лексических ин терференционных ошибок в группах наречной лексики большую часть усилий следует сосредоточить на ЛСГ слов со значением оценки качества как наиболее значимых для акта коммуникации. Субстантивная лексика представлена, во-первых. ЛСГ суще ствительных, характеризующих деятельность человека, и, во- вторых, ЛСГ существительных оценочного типа. I. Вопрос - проблема - задача, дисциплина - вид, урок - занятие, управление - учреждение, область - отрасль, успех - достижение, памятник - монумент. 1) Во многих областях легкой и пищевой промышленности пятя страна добилась больших результатов. 2) В интерлагере наша спортивная команда заняла первое место по нескольким дисциплинам. П. Качество - достоинство, степень - звание, награда - орден. 1) Советским и зарубежным космонавтам вручают награду Героя Советского Союза. 2) Многие преподаватели нашего института имеют звание кандидата наук. Ошибки в употреблении синонимичной субстантивной лексики требуют особого изучения, так как их устранение наиболее труд но. Они в большей степени обусловлены характером лексического значения слова, нежели его синтаксико-грамматическими свойст вами. Организуя работу над лексическими интерференционными ошибками, необходимо установить причины их возникновения. Пос ледние состоят либо в неправильном соотношении характера зна чения и сочетаемости слов-синонимов в родном и изучаемом язы ках, либо в ложной синонимизации слов в изучаемом языке под влиянием родного языка. Необходимым условием адекватной семантиэации слов, вхо дящих в конкретную ЛСГ, является выявление всех характеристик значения этих слов, то есть их полная семантизация (6). Пра вильность речи может быть обеспечена именно таким образом. Организация подобной "лексики ошибочного употребления" преду сматривает и ее тематико-ситуативную закрепленность, порцион ную презентацию в соответствии с лексическими темами. Предла- Т22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=