Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Анализ лексических ошибок кубинских студентов-филологов третьего года обучении (в устной монологической и диалогичес­ кой речи при продуцировании высказывания) показал, что значи­ тельную их часть составляют ошибки в словах-синонимах. Путем "пробы на ошибку” в ряду наиболее частотных и устойчивых оши­ бок были выявлены ошибки интерференционного характера. Органи­ зуя отобранную с опорой на интерференционные ошибки синонимич­ ную лексику в определенные лексико-семантические группы, мы определяем степень влияния родного языка студентов на данную семантическую группу слов. Вместе с тем такие лексико-семан­ тические группы синонимического типа можно назвать и лексико­ методическими группами (Л?ЛГ), определяемыми "методическим за­ просом" (5). Этим "методическим запросом" является потребность выделения наиболее трудной для усвоения синонимичной лексики и ее минимизации. Анализ лексических интерференционных ошибок кубинских студентов позволяет сделать вывод о том, что большая часть на­ рушений встречается в употреблении глагольной и адъективной синонимичной лексики, меньшая - в употреблении наречной и суб­ стантивной лексики. В кругу синонимичной глагольной лексики нами выделены с опорой на интерференционные ошибки три ЛСГ: - со значением деятельности; - со значением проявления каких-либо человеческих ка­ честв; -'со значением бытийности. В первой группе воеможны три подгруппы: ЛСГ глаголов, обозначающих конкретную деятельность человека; ЛСГ глаголов, обозначающих структуру деятельности человека; ЛСГ глаголов, обозначающих мыслительную и речевую деятельность. Приведем выделенные ЛСГ: I. I) Печатать - издавать - выпускать, посещать - бывать, ходить - ездить, показывать - демонстрировать, делать - сос­ тавлять, воспитывать - формировать, ремонтировать - реставри­ ровать. 2) Совершаться - осуществляться - бывать, делать - гото­ вить, вступать - поступать. 3) Говорить - выражать - определять, спорить • обсуждать - дискутировать, звать - называть. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=