Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

ему осуществлять направленную работу над наиболее трудными фрагментами реализованной в учебнике минимальной лексической системы. Системный компонент словаря учебника представляет собой коллекцию неформальных лексических перечней, порождаемых сло­ вами продуктивного массива (I). В коллекцию могут входить те­ матические группировки, синонимические ряды, список паронимов, а также некоторые другие методически существенные объединения, по усмотрению составителей (например, перечень лексико-методи­ ческих групп страноведческого типа или перечень $разеологиз- мов, в состав которых входят слова для активного усвоения, и т.д.). Каждая лексико-методическая группа включает в себя лекси­ ческую единицу продуктивного массива и слева, которые вслед­ ствие тесного смыслового или (и) фонетического взаимодействия с этой единицей затрудняют ее правильное понимание или упот­ ребление, Лексико-методические группы, образующие перечни системного компонента, могут содержать не только те слова, ко­ торые обеспечивают продуктивные виды речевой деятельности. Не­ обходимость привлечения в эти группы единиц рецептивного ха­ рактера и единиц, вообще не входящих в словник учебника, обус­ ловлена относительностью понятий "продуктивный" и "рецептивный" в лексических массивах, особенно на начальном этапе, и целесо­ образностью раскрытия перспективы дальнейшего развития и расши­ рения словарного запаса учащихся. Регулирующим началом при внесении слов в группировки, соз­ данные главным образом для раскрытия значения продуктивных лек­ сем, могут быть цели и задачи учебника. Таков общий принцип определения количественного и качест­ венного состава системного компонента словаря учебника. Соста­ витель может варьировать его, включать и исключать отдельные элементы в зависимости от особенностей контингента, которому предназначен учебник. Основная цель контрастивного компонента словаря учебника . состоит: а) в методически оправданном обобщении явлений, опре­ деляющих контрастивную ценность лексических единиц словника учебника; б) в оповещении обучаемого б возможных интерферен­ ционных явлениях при усвоении лексической системы русского 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=