Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
ему осуществлять направленную работу над наиболее трудными фрагментами реализованной в учебнике минимальной лексической системы. Системный компонент словаря учебника представляет собой коллекцию неформальных лексических перечней, порождаемых сло вами продуктивного массива (I). В коллекцию могут входить те матические группировки, синонимические ряды, список паронимов, а также некоторые другие методически существенные объединения, по усмотрению составителей (например, перечень лексико-методи ческих групп страноведческого типа или перечень $разеологиз- мов, в состав которых входят слова для активного усвоения, и т.д.). Каждая лексико-методическая группа включает в себя лекси ческую единицу продуктивного массива и слева, которые вслед ствие тесного смыслового или (и) фонетического взаимодействия с этой единицей затрудняют ее правильное понимание или упот ребление, Лексико-методические группы, образующие перечни системного компонента, могут содержать не только те слова, ко торые обеспечивают продуктивные виды речевой деятельности. Не обходимость привлечения в эти группы единиц рецептивного ха рактера и единиц, вообще не входящих в словник учебника, обус ловлена относительностью понятий "продуктивный" и "рецептивный" в лексических массивах, особенно на начальном этапе, и целесо образностью раскрытия перспективы дальнейшего развития и расши рения словарного запаса учащихся. Регулирующим началом при внесении слов в группировки, соз данные главным образом для раскрытия значения продуктивных лек сем, могут быть цели и задачи учебника. Таков общий принцип определения количественного и качест венного состава системного компонента словаря учебника. Соста витель может варьировать его, включать и исключать отдельные элементы в зависимости от особенностей контингента, которому предназначен учебник. Основная цель контрастивного компонента словаря учебника . состоит: а) в методически оправданном обобщении явлений, опре деляющих контрастивную ценность лексических единиц словника учебника; б) в оповещении обучаемого б возможных интерферен ционных явлениях при усвоении лексической системы русского 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=