Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

В качестве структурных компонентов словаря как синопти­ ческого приложения к учебнику русского языка для иностранцев могут выступать: а) общеалфавитный компонент, б) системный компонент, в) контрастивный компонент. Задача общеалфавитно­ го компонента - представить в компактной и удобной форме все методически значише характеристики употребленных в учебнике слов. Указанная задача решается с помощью информации об абсо­ лютной ценности слова и системой отсылок, указывающих локали­ зацию слова в других компонентах и корпусе учебника. Другая задача общеалфавитного компонента состоит в обобщении и пер­ спективном расширении семантической структуры многозначных слов, предназначенных для продуктивного усвоения. В количественном и качественном отношении словник обще­ алфавитного компонента обусловлен целями и задачами учебника. Наиболее существенной в методическом плане характеристикой олова, прямо влияющей на способ его описания в рамках слова­ ря вообще и общеалфавитного компонента, в частности, является принадлежность этого слова к единицам для продуктивного или рецептивного усвоения. * Как же могут семантизироваться лексико-семантические еди­ ницы каждого из упомянутых массивов? Каким должен быть объем слов в каждом из них? Лексику, предназначенную для продуктивного усвоения сле­ дует семантизировать системно и с соответствующей для данного уровня законченностью. Ее можно выделить типографским спосо­ бом, хотя сама структура словарной статьи, объем поставляемой информации и отсылки являются показателями того, что заголовоч ное слово предназначено для продуктивного усвоения. Семантизация слова, предназначенного для обеспечения ре­ цептивных видов речевой деятельности, заключается в предъяв­ лении его абсолютной ценности. Основное назначение системного компонента словаря состо­ ит: а) в методически оправданном обобщении системно-семонти- ческих связей рассмотренных в учебнике слов; б) в оповещении учащегося о поддающихся прогнозированию трудностях в усвоении того или иного слова, обусловленных особенностями русской лек­ сической системы; в) в предоставлении обучающемуся конкретно­ го учебного материала, использование которого позволило бы 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=