Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.
Ср.: корпус учебника------------- словарь I I коммуникативность системность лексики Для достижения этой цели необходимо превратить словарь учебни ка из справочного раздела в синтезирующий, т.е. такой, который должен не только семантизировать слова, но И обеспечивать, с одной стороны, их обобщение и систематизацию, а с другой - демонстрацию перспектив дальнейшего совершенствования учащих ся в иностранном,языке. Основная задача понимаемого таким об разом словаря должна состоять в отражении внутрисловных и меж словных связей данных в учебнике лексических единиц, в опреде ленных случаях - и связей этих единиц со словами, не включен ными в учебник. . , По отношению к внешней структуре учебника словарь может быть включенным (т.е. составляющим одну из композиционных час тей той же книги) или автономным (т.е. оформленным в виде от дельной книги). Если исходить из того, что семантизация слов должна вклю чать в себя указание системной, контрастивной и методической ценностных характеристик, можно говорить по меньшей мере о двух вариантах обсуждаемого словаря. Первый вариант предполагает, что вся информация о слове отражается в рамках одного лексического перечня алфавитного типа. ф и втором, расчлененном варианте информация о слове рас пределяется между алфавитным перечнем и разными системными группировками. В них слово входит на основании характерных для него особенностей плана выражения и плана содержания. Существенное методическое преимущество второго варианта состоит в том, что словарь превращается в синоптическое лек сическое приложение к учебнику, позволяющее создать у учащего ся корректное представление о системности изучаемой лексики и показывающее перспективу расширения словарного запаса. Кроме того, такая подача сведений о лексических единицах придает словарю созидательный характер, а это немаловажно при его ме тодической оценке. Какова должна быть структура словаря? И З
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=