Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Ср.: корпус учебника------------- словарь I I коммуникативность системность лексики Для достижения этой цели необходимо превратить словарь учебни­ ка из справочного раздела в синтезирующий, т.е. такой, который должен не только семантизировать слова, но И обеспечивать, с одной стороны, их обобщение и систематизацию, а с другой - демонстрацию перспектив дальнейшего совершенствования учащих­ ся в иностранном,языке. Основная задача понимаемого таким об­ разом словаря должна состоять в отражении внутрисловных и меж­ словных связей данных в учебнике лексических единиц, в опреде­ ленных случаях - и связей этих единиц со словами, не включен­ ными в учебник. . , По отношению к внешней структуре учебника словарь может быть включенным (т.е. составляющим одну из композиционных час­ тей той же книги) или автономным (т.е. оформленным в виде от­ дельной книги). Если исходить из того, что семантизация слов должна вклю­ чать в себя указание системной, контрастивной и методической ценностных характеристик, можно говорить по меньшей мере о двух вариантах обсуждаемого словаря. Первый вариант предполагает, что вся информация о слове отражается в рамках одного лексического перечня алфавитного типа. ф и втором, расчлененном варианте информация о слове рас­ пределяется между алфавитным перечнем и разными системными группировками. В них слово входит на основании характерных для него особенностей плана выражения и плана содержания. Существенное методическое преимущество второго варианта состоит в том, что словарь превращается в синоптическое лек­ сическое приложение к учебнику, позволяющее создать у учащего­ ся корректное представление о системности изучаемой лексики и показывающее перспективу расширения словарного запаса. Кроме того, такая подача сведений о лексических единицах придает словарю созидательный характер, а это немаловажно при его ме­ тодической оценке. Какова должна быть структура словаря? И З

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=