Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

В этой схеме основными компонентами являются целевая ин­ тенция и ее языковая реализация, представленная в учебнике. Остальные компоненты -место действия, участники, время дейст­ вия - могут в некоторых случаях быть определенными, обязатель­ ными компонентами (когда речь идет о стандартизованных ситуа­ циях), в других случаях могут варьироваться, а иногда и отсут­ ствовать. На основе общей схемы возможно построить новые си­ туации. Представляется, что при помощи такого списка речевых действий можно подойти к определению адекватной формы контро­ ля говорения. В качестве примеров заданий, которые могли бы быть вклю­ чены в контроль коммуникативного типа для проверки уровня сформированнасти умений говорения в 7 классе, можно привести следующие (в 7 классе сами задания формулируются на испанском языке): 1. Представь себе, что ты встретился с советским мальчи­ ком Антоном (с советской девочкой Ирой). Познакомься с ним (с ней), расскажи о себе и о своей семье, расспроси его (ее) о его (ее) семье. 2. Ты встретил на вечере нового советского друга. Пого­ вори с ним об учебе. 3. Летом ты отдыхал с тремя советскими пионерами в пио­ нерском лагере на пляже Варадеро. Расспроси их, как их зовут, сколько им лет, из каких городов Советского Союза они приеха­ ли. 4. Тебя пригласили в советскую школу на встречу с совет­ скими пионерами. Спроси Лену, любит ли она танцевать. 5. На Малеконе в Гаване тебя остановил советский турист, который не знает, как попасть в гостиницу "Habana libre ". Помоги ему, объясни, как можно туда пройти. 6. Вы хотите пригласить ребят, которые учатся в совет­ ской школе на Кубе, на вечер, на котором вы будете рассказы­ вать о Че Геваре. Как вы будете разговаривать с директором школы, о чем вы попросите рассказать советских ребят? Контроль может осуществляться на основе диалога с пропу­ щенными репликами, которые предлагается вспомнить учащимся. Но можно предложить учащимся самим создать на основе предла­ гаемых ситуаций ррчевые программы участников речевого дейст- III

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=