Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

учебный процесс естественных источников информации - радио, телевидения, материалов газет. А это требует и освоения соот­ ветствующей лексики, и особой организации работы. Особенно трудным для студентов-вклгоченников является восприятие теле- и радиопередач, насыщенных лингвострановедческой информацией, множеством собственных имен, географических названий, цифр, аббревиатур. В то же время такие телепрограммы, как "Время", "Сегодня в мире", "Международная панорама',' и радиообэоры "По страницам центральных газет",' "Международный дневник" и под. богаты клишированными оборотами и политической лексикой, ос­ воение которой совершенно необходимо. Очевидно, что здесь требуется кропотливая поэтапная работа по анализу записанных на видео- и магнитную ленту передач. Весьма эффективным сред­ ством ознакомления с советской действительностью и интенсифи­ кации обучения являются учебные экскурсии, встречи с интерес­ ными людьми, просмотр кинофильмов и т.д. При этом следует, однако, помнить, что обучающий характер всех этих мероприятий обеспечивается лишь в том случае, если разработаны специальные учебные материалы, с которыми студенты знакомятся на практи­ ческих занятиях, и если тематика их связана с тематикой ауди­ торных занятий. Систематическую информацию о Советском Союзе студенты могут получить на специальных занятиях по странове­ дению. Задача формирования научного мировоззрения учащихся ре­ шается на занятиях по теории языка и по общественным дисцип­ линам. Последовательные материалистические взгляды на язык и общество предполагают опору на базовые положения марксистско- ленинской теории, ф и этом следует акцентировать внимание не общечеловеческом содержании этой теории; на простых, доступ­ ных, примерах показывать учащимся диалектику развития природы, общества и языка; воспитывать студентов в духе интернациона­ лизма и уважения к социалистическим ценностям, к советской стране и ее гражданам. Успешное решение задач включенного обучения предполагает разработку специальных заданий по каждому из перечисленных направлений деятельности, а результаты такой работы окажутся полезными для практики преподавания русского языка студентам-- икостранцам.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=