Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

зации материала в таких учебниках используется речевое дейст­ вие. Речевое действие - это действие, включающее в себя рече­ вую интенцию (коммуникативную задачу типа совета, приказа, обещания, убеждения и т.д.), как минимум двух собеседников, обстановку (условия, место, время, обстоятельства, контекст) и языковые средства. В составе речевого действия речевая ин­ тенция выступает постоянной, внеязыковой, универсальной кате­ горией. В соответствии с принципом коммуникативности учебный мате­ риал в учебниках"для кубинских школ также организован на осно­ ве речевых интенций. Однако отсутствие в программах раздела об интенциях (речевых действиях, коммуникативных задачах) приво­ дит к противоречию между традиционной программой, которой пользуются учителя, и коммуникативным содержанием учебника. По­ скольку коммуникативность никак не отражается в программах, большинство учителей продолжают вести занятия традиционно. Таким образом, можно констатировать, что в учебных мате­ риалах по русскому языку для кубинских средних школ возникло своеобразное положение: хотя основной единицей организации ма­ териала и единицей обучения в учебниках являются речевые дей­ ствия, а программа провозглашает коммуникативные цели обуче­ ния, но ни в программе, ни в "Книгах для учителя" не содержит­ ся эксплицитно выраженного списка этих речевых действий (ин­ тенций, коммуникативных задач), а следовательно, и нет точно указанного объекта для коммуникативного контроля, в частности, контроля умений говорения. Сложившаяся ситуация предопределила, что первой задачей, которую нужно решить для создания системы контроля по русскому языку, является определение конечного списка речевых действий, содержащихся в учебниках русского языка. Мы ограничились учебниками русского языка для начального этапа обучения, который понимается нами как обучение в 7-9 классах. Список речевых действий был составлен по схеме, пред­ ложенной А.Р.Арутюновым. В список речевых действий включается место, время, участ­ ники действия, речевая интенция, которая реализуется, и языко­ вые средства ее реализации. Примеры расписывания речевых действий отражены в таблице. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=