Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

В работах целого ряда советских авторов, различающих трехаспектную структуру компетенции (А.Р.Арутюнов, М.Н.Вятют- нев, Л.Б.Трушина, П.Г.Чеботарев и др.), под языковой компетен­ цией понимается овладение системой изучаемого языка (знание слов, грамматических конструкций,, словообразовательных моде­ лей и т.д.), а под речевой компетенцией - умение строить речевые сообщения (тексты) по заданному содержанию (смыслу) и извлекать смысл из воспринятых сообщений. Под коммуникативной компетенцией вслед за М.Н.Вятютневым мы понимаем "выбор" и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения, умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, воз­ никающих у учеников до беседы, а также во время беседы, т.е. коммуникативная компетенция управляет тем, что, где, когда, почему, как говорят люди, какое значение они придают отдель­ ным словам и выражениям в зависимости от различных обстоя­ тельств" (I). В содержание коммуникативной компетенции входят такие понятия, как сферы и темы общения, ситуации, социальные и ком­ муникативные роли собеседников в ситуациях, речевые действия, контексты и языковые минимумы (фонетический, морфологический, синтаксический). Таким образом, языковая и речевая компетенций - это толь­ ко часть коммуникативной компетенции. Коммуникативно ориентированные программы должны содержать не только лексические и грамматические минимумы, не только требования к уровню сформированности умений учащихся в четы­ рех видах речевой деятельности, но и списки коммуникативных (прагматических) задач, которые должны уметь решать учащиеся на том или ином этапе обучения. Недостатком программ для кубинских школ является то, что в них, во-первых, нет раздела, в котором указывались бы требо­ вания к уровню сформированности речевых умений (речевой компе­ тенции) , и, во-вторых, нет коммуникативного минимума. Отличительной особенностью учебников коммуникативного ти­ па является организация материала, определяемая выбором едини­ цы обучения. В 'гачестве единицы обучения, овладения и органи­ 108

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=