Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

слайдам надписи в форме назывных, простых нераспространенных предложений: "Зима", "Зима в парке", "Снег идет", "Красная площадь", "Студенты подфака у Мавзолея В.И.Ленина". Затем они переходят к составлению микротекстов; впослед­ ствии составляются рассказы по темам экскурсий, диафильмов, кинофильмов. Завершает работу клуба заключительное заседание, на ко­ тором проходит защита тематических фотоальбомов. Альбом пред­ ставляет собой законченный иллюстрированный текст о городе ("Новомосковск -'первенец пятилеток", "Тула - город-герой", "Ясная Поляна", "Москва - столица СССР" и т.п.) или стране ("Наша родина Иордания", "Алжир" и т.п.). Текст излагает студент, защищающий свою работу. Члены жюри и участники клуба задают автору вопросы по содержанию альбома. Таким образом осуществляется переход подготовленного высказывания в неподготовленное, переход в спонтанную дискус­ сию. Лучшие работы награждаются премиями. Большой интерес и активность студентов вызывают ролевые игры, проводимые на заседаниях клуба (экскурсия, ийтервью и т.п.). Игровая форма, элемент занимательности, возможность продемонстрировать собственные фотоснимки, слайды, фильмы вы­ ступают в данном случае мотивом и стимулом, возбуждающими ин­ терес к общению на русском языке. При проведении игры один из с /Дентов выступает в роли экскурсовода (журналиста), осталь­ ные - в роли экскурсантов (интервьюируемых). Игры сопровожда­ ются демонстрацией фотбкиноматериалов, записью "интервью" на магнитную пленку. "Победу в борьбе за ученика, - замечает О.Д.Митрофанова, - можно одержать, используя такие приемы и подходы, которые глубоко затрагивают его как личность, с его индивидуальными притязаниями, жизненными планами, идеалами, которые учитывают широкий контекст функционирования русского языка в современном мире и в отдельных странах" (6). Подверг­ нутая серьезному методическому осмыслению, направляемая препо- давателем-русистом работа студенческого клуба может сыграть действенную роль в достижении этой нелегкой победы. За год обучения на подфаке члены клуба "Глобус" знако­ мятся с различными сторонами советской действительности и жизнью советских людей. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=