Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

Готовя дискуссию, прогнозируя ее ход, преподаватель клуба, во-первых, определяет ее тему. Он соотносит эту тему с программным учебным материалом, учитывая экскурсии, совер­ шенные членами клуба, фильмы, просмотренные ими на заседани­ ях. Во-вторых, отбиреется лексико-грамматический материал для дискуссионного общения. В-третьих, определяется тип дис­ куссии "по основанию". В качестве такового могут выступить два в з а и м о и с к л ю ч а ю щ и х с у ж д е н и я , два р е з к о п р о т и в о п о л о ж н ы х д р у г д р у г у с у ж д е н и я , н е о п р е д е л е н н о е ч а с т н о е с у ж д е н и е . Утверждается структз’рная организация дискуссии (диалог, полилог). Таким образом, речемыслительная деятельность учащихся в дискуссии планируется преподавателем. В ходе дискуссии до­ стигается определенное единогласие, представляющее собою формулу одного решения проблемы. Как подчеркивает А.А.Леонтьев, учить общению можно лишь путем формирования и поддержания конкретного мотива об­ щения или организации активней •хюрческой деятельности уча­ щегося. "Не пассивное воспроизведение, а активное производст­ во, не натаскивание на готовые способы общения, а наталкива­ ние на самостоятельный поиск таких способов - вот главная зада­ ча обучения иноязычному общению” (5). Эффективными формами, побуждающими учащихся к активной творческой деятельности, са­ мостоятельному поиску способов общения, стали конкурс на лучший фотоальбом (фильм), защита фотоальбома (фильма). При подготов­ ке к ним,члены клуба выполняют задания, способствующие форми­ рованию творческой коммуникативной активности учащихся, выра­ жению ими определенной мысли и эмоционального содержания. На­ пример, готовясь к участию в конкурсе на лучший фотоальбом "Город, в котором я учусь", члены клуба выбирают объекты съемки, самостоятельно составляют тексты, содержащие не толь­ ко информацию об объектах, но и их эмоциональную оценку. Как видим, в формировании коммуникативной компетенции иностранных учащихся - членов клуба "Глобус" отводится место развитию навыков письменной речи, выполнению заданий по сос­ тавлению текстов к фотокиноматериялам, изготовленным самими учащимися. На первых занятиях студенты делают к фотоснимкам, 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=