Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

русист создает необходимые ситуации общения. Так работа клу­ ба "Глобус" стимулирует более полную реализацию принципа си- туативности. Заметим, что при ситуации, понятой как совокупность обс­ тоятельств ("В городском транспорте", "На стадионе", "У кас­ сы” и т.п.), не возникает речевой интенции. "Ситуация, - от­ мечает Е.К.Пассов, - есть такая динамическая система взаимо­ отношений общающихся, которая благодаря ее отраженности в сознании порождает личную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность" (4). В процессе работы клуба создаются не выдуманные, а ре­ альные, аутентичные ситуации, или порождающие проблему, или соотносящиеся с темами, которые можно назвать динамичными ("Почему Тула стала городом-героем?", "Хорошо зимой в Ново­ московске", "В чем я вижу успехи и достижения советских лю­ дей", "Самое лучшее в мире метро" и т.п.), - в отличие от тем другого плана, которые являются статичными ("Город", "Почта", "Столовая" и т.п.). Таким обрезом, работа в рамках клуба порождает большие возможности для организации речевого материала вокруг ситуаций как систем взаимоотношений собесед­ ников и проблем, соответствующих интересам данной категории учащихся. Элективными формами реального общения, формирования коммуникативной компетенции, которые клуб практикует весьма широко, являются т е м а т и ч е с к а я б е с е д а , д и с к у с с и я , з а щ и т а к о н к у р с н о й р а б о т ы , р о л е в а я и г р а . Тематическая беседа дает возможность обучать студентов диалого-монологической речи. Она может представлять собой о б м е н и н ф о р м а ц и е й , о б м е н м н е н и я ­ м и , в п е ч а т л е н и я м и , о б с у ж д е н и е . Рече­ вые действия в тематической беседе объединяются одной темой, раскрывают ее основные стороны. Поскольку сама тема не содер­ жит явного стимула к беседе, здесь важна роль преподавателя, который создает условия, ситуацию, побуждающие учащихся к ак­ тивной речевой деятельности. Во время заседаний клуба, экс­ курсий, просмотра фильмов, создания студенческих фильмов преподаватель обеспечивает информированность студентов по те- 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=