Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

стать предметом наблюдений и анализа. Клуб помогает углубле­ нию и систематизации знаний иностранных учащихся о нашей стране, способствует повышению уровня фоновых знаний. Так ре­ шается важная методическая проблема: осуществление взаимосвя­ зи между формированием коммуникативной и страноведческой, лингвистической и экстралингвистической компетенции. План работы клуба включает в себя заседания и экскурсии, во время которых ведутся фотосъемки, монтаж слайдов, диа­ фильмов и кинофильмов, изготовление светэгазет, фотоальбомов, проведение конкурсов на лучшую работу и т.п. Клуб начинает действовать со второго месяца обучения иностранных учащихся на подфаке и работает до конца учеб­ ного года. На заседаниях клуба, во время экскурсий, в процессе об­ щения членов клуба с преподавателем русского языка и между собой в промежутках между заседаниями и экскурсиями создают­ ся условия для наиболее полной реализации принципа коммуника­ тивности. О.Д.Митрофанова отмечала: "Обучение общению требует учета всех релевантных для коммуникации обстоятельств. Вот по­ чему во главу современного учебного процесса участники конг­ ресса етавят формирование именно коммуникативной компетенции, которая увязывается с личностными и ситуативными моментами, взаимодействующими, в свою очередь, с собственно языковым вы­ ражением (2)". В этом смысле клуб выступает как коллективная форма организации речевого общения на русском языке, учитыва­ ющая релевантных для коммуникации обстоятельства. Работа студенческого клуба направлена на приведение в действие механизма мотивации. Мотив возникает тем легче, чем шире и глубже связи ситуации со всей деятельностью индиви­ дуума. Поэтому при формировании коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку следует создавать контексты деятельности. По мнению Е.И.Пассова, "при наличии широкого контекста есть основания для мотивации высказываний, удобно создавать отдельные речевые ситуации, легче управлять речевой деятельностью обучаемых" (3). В условиях работы клуба контекст деятельности задается экскурсиями, фильмами кинопроката страноведческого характера и созданными участниками клуба. Опираясь на них, преподавателе 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=