Национальная ориентация в преподавании русского языка как иностранного 1990 г.

При последовательной п едагоги ческой направленности обуче­ ния учащиеся рассматривают занятия по русскому языку как мо­ дель их будущей профессиональной деятельности. Таким образом, не только на специальных занятиях по методике, но и на заня­ тиях по речевой практике должна осуществляться работа по раз­ витию профессиональной речи, включая умение вести урок на русском языке, формулировать и объяснять правила и толковать лексические значения вновь вводимых на занятиях слов. Разви­ тию профессиональных навыков будущих преподавателей русского языка помогают такие виды работы, как взаимопроверка сочине­ ний и изложений, анализ типичных ошибок и работа над ошибка­ ми, а также ролевые игры, в которых студенты поочередно ис­ полняют роли учителя, директора, инспектора, учеников и т.д. Этой же цели служит участие студентов в работе кружков и клубов по интересам, где они могут реально выступать в роли экскурсовода, руководителя хора, ведущего на читательской конференции и т.д. Наконец, на занятиях по методике развива­ ются научно-познавательные умения: создаются словники языка учителя, планы и конспекты уроков (части урока). Особое зна­ чение в методической подготовке будущих учителей русского языка имеет учебная ознакомительная практика, в задачи кото­ рой входит знакомство с основными направлениями работы учеб­ ного заведения, изучение передового педагогического опыта, углубление теоретических знаний по методике, воспитание ин­ тереса к профессии педагога. Двухнедельная педагогическая практика студентов включенной формы обучения является пас­ сивной, а это означает, что основными средствами решения за­ дач педагогической практики является посещение и анализ уро­ ков по русскому языку и по другим предметам. Целенаправленное ознакомление студентов-включенников с советской действительностью осуществляется как на практичес ких занятиях, так и во время внеаудиторных мероприятий. Стремление к естественной коммуникации породило в системе включенного обучения особый тип занятий,- "внеаудиторный урок речевой практики" (в столовой, в магазине, на почте, в библиотеке и т.д.). Однако основной формой занятий остает­ ся все-таки аудиторное практическое занятие, посвященное анализу учебного текста и развитию речи. На занятиях по прак­ тике речи интенсивность обучения поддерживается включением в 10

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=