УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

.лишь с помощью двигательных проб. Однако, поскольку глаз следит за движениями руки и за достигнутыми ею результа­ тами, он, по общим законам образования временных связей, аккумулирует опыт, приобретенный рукой, и в дальнейшем получает возможность усматривать в предметах те или иные их механические свойства. В процессе развития ребенка его ориентировочно-иссле­ довательская деятельность все более связывается с речью. Важнейшим условием перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и дискурсивному мышлению является речевое общение ребенка с окружающими людьми в процес­ се практического решения задач. Лишь при словесном обо­ значении предметов и совершаемых с ними действий ребе­ нок получает возможность в дальнейшем воспроизвести их мысленно. В обычных экспериментах, когда ребенок решает задачи индивидуально, создаются условия, которые мало побужда­ ют его к развернутым высказываниям. Приобретаемый опыг недостаточно вербализуется, что затрудняет его использова­ ние в процессе словесных рассуждений. Активизируя в пар­ ном эксперименте речевое общение ребенка с другим участ­ ником совместного действия, мы облегчаем для него переход- от решения задач в наглядно-действенном плане к решению их в наглядно-образном, а затем и в словесном планах. V. Заключение В процессе развития ребенка различные виды мышления: наглядно-действенные, наглядно-образное и рассуждающее— формируются в известной последовательности и в неразрыв­ ной связи друг с другом. Все виды мышления ребенка связа­ ны с речью, однако характеризуются различным соотноше­ нием сигнальных систем. Вначале у ребенка развивается наглядно-действенное мышление, а лишь позднее, на его основе, постепенно скла­ дывается наглядно-образное, а затем и дискурсивное мыш­ ление. - Наши эксперименты показывают, что опыт, приобретен­ ный ребенком дошкольного возраста в процессе решения за­ дач в наглядно-действенном плане, является необходимым 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=