УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Анализ собранного нами экспериментального материала проливает некоторый свет на характер связи между различ­ ными видами мышления ребенка и условиями перехода от одних из них к другим. Можно полагать, что наглядно-действенное мышление является генетически наиболее ранним. Накопление опыта в процессе наглядно-действенного решения задач составляет необходимое условие для перехода ребенка к более высоким видам мышления. Это еще раз свидетельствует о ложности идеалистических теорий, противопоставляющих «высшие» и «низшие» формы мыслительной деятельности как независи­ мые друг от друга по своему происхождению, развитию и протеканию. Однако не всегда опыт, приобретенный при решении задач в наглядно-действенном плане, может быть использован в плане наглядно-образного и дискурсивного мышления. Важ­ ное значение здесь имеет то, каким путем, на основе каких форм ориентировочно-исследовательской деятельности ребе­ нок достигает практических результатов при наглядно-дей­ ственном решении задач. Некоторые примитивные формы зрительно-двигательной ориентировки в отношении непосред­ ственно воспринимаемых объектов могут обеспечить пра­ вильное решение задач в наглядно-действенном плане, одна­ ко они оказываются совершенно недостаточными для того, чтобы достигнуть необходимого результата в нагляДно-об- разном, а тем более в чисто словесном плане. Если в процессе практического действия с предметами у ребенка складываются более высокие формы ориентировки, соответствующие существенным особенностям исследуемых объектов, создается возможность перехода к решению ана­ логичных задач в плане представления, а затем и в плане отвлеченных рассуждений. Более высокие формы ориенти­ ровки возникают на основе предшествующих, характеризую­ щихся зрительно-двигательным исследованием ситуации. Как нам представляется, генетическое изучение ориентировочно­ исследовательской деятельности открывает возможности для научного объяснения тех фактов интеллектуального решения задач без помощи двигательных проб, которые многие запад­ но-европейские и американские психологи толковали чисто идеалистически, как проявление особой способности субъек­ та «интуитивно схватывать отношения»- В действительности же механические связи и отношения предметов могут быть первоначально обнаружены ребенком 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=