УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

чевой активности детей, и различные стороны решаемой за­ дачи получают здесь относительно полное словесное выра­ жение. Число решений, сопровождавшихся словесной формули­ ровкой способа решения задач (как правильной, так и не­ правильной), достигает у трехлеток 154,4%, У четырехлеток— 81,1%, у детей пяти и шести лет—100%. В их числе развер­ нутых правильных словесных решений было: у детей 3— 4 лет — 5,8%, у 4—5-летних—11,5%, у детей 5—6 лет—23%, у детей 6—7 лет — 34,3%. Сопровождавшая эксперименты третьей серии специаль­ ная организация ориентировочно-исследовательской деятель­ ности ребенка в сочетании с актуализацией речевого обще­ ния между участниками совместного действия приводит к значительному повышению эффективности решения задач не только в наглядно-действенном, но и в наглядно-образном, и, что представляет особый интерес, в дискурсивном, словесном планах (см. таблицу № 5). Таблица № 5 Эффективность решения в наглядно-образном и словесном планах при специальной организации ориентировочно-исследовательской деятельности детей и активизации их речевого общения с окружающими в процессе наглядно-действенного решения ими аналогичных задач. В о з р а с т Задачи в наглядно- образном плане Задачи в словесном плане 3—4 г. 83,3 60,0 4—5 л. 90,0 86,7 5 - 6 л. 100,0 100,0 6—7 л. 100,0 100,0 Сопоставление данных, полученных в третьей серии экс­ периментов, с данными первой и второй серии (см. таблицы №№ 1 и 3) показывает, что в этих условиях переход из одно­ го плана мышления в другой происходит значительно легче и регистрируется в большем числе случаев. Особенно значи­ тельно повышается эффективность решения задач в словес­ ном плане. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=