УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

здесь способы обучения отличались некоторыми особенно­ стями. Учитывая данные, полученные во второй серии экспери­ ментов, мы строили обучение детей решению задач в нагляд­ но-действенном плане таким образом, чтобы: а) направить их ориентировочно-исследовательскую дея­ тельность на основные компоненты рычага и связи, сущест­ вующие между ними; б) актуализировать речевое общение ребенка с окружаю­ щими людьми по поводу решаемой задачи. Первое достигалось путем своеобразного усложнения за­ дач. С помощью различных приемов то те, то другие ком­ поненты рычага (ось, место прикрепления линейки или шнур­ ка к плечу рычага и т- д.— маскировались, закрывались от ребенка, и последний был вынужден специально исследовать ситуацию, отыскивать скрытую деталь, выяснять, в каком соотношении она находится с другими компонентами рыча­ га, и т. д. (см. схемы предъявлявшихся задач). Поскольку экспериментатор все время помогал испытуе­ мому, руководил его поисками, ориентировочно-исследова­ тельская деятельность детей в этих условиях достигала весь­ ма высокого уровня, что оказало, как мы покажем дальше, существенное влияние на повышение успешности решения задач на механические связи и отношения. Вторая цель — активизация речевого общения — достига­ лась в третьей серии опытом путем организации парного эк­ сперимента. В опытах участвовало двое детей, из которых один (основной изучаемый) являлся инструктором. Он дол­ жен былtдавать второму испытуемому — исполнителю сло­ весные указания относительно способа решения задачи. Та­ ким образом, речевые реакции, игравшие в первых двух се­ риях экспериментов второстепенную роль, в этих условиях превращались в основное содержание деятельности испытуе­ мого, и от степени их точности непосредственно зависел успех совместного решения детьми задачи в наглядно-действенном плане. Для получения наиболее выразительной картины резуль­ татов нового обучения в качестве испытуемых были отобра­ ны дети, которые после специального обучения по методике второй серии экспериментов не дали стопроцентного решения задач в наглядно-образном и словесном планах. Как показали эксперименты третьей серии, в этих усло­ виях действительно происходит значительное повышение ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=