УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
венном, так и в планах наглядно-образном и чисто словес ном у детей обнаруживаются различные речевые реакции. Иначе говоря, при всех видах мыслительной деятельности де ти в большей или меньшей степени пользуются средствами языка. Количество речевых реакций, обнаруженное при прове дении экспериментов первой серии, незначительно- Оно воз растает при обучающем эксперименте (II серия), когда экс периментатор дает ребенку словесные объяснения и требует от него словесного отчета о выполненных действиях. Однако, как показывает анализ полученных данных, и в этих условиях число развернутых словесных высказываний в процессе наглядно-действенного решения задачи относи тельно невелико. Среди младших детей совершенно не обна ружено таких, которые формулируют решение задачи сло весно до того, как начинают действовать практически. У пятилеток процент таких решений составляет 15%, а у шестилеток — 23,3%'. По-видимому, при выполнении экспериментальных заданий I и II серий создаются неблагоприятные условия для развер тывания речевой деятельности ребенка, что создает дополни тельные препятствия для перехода от наглядно-действенно го к наглядно-образному и особенно к словесному, рассуж дающему мышлению. Можно предположить, что при актуализации речевого об щения ребенка с окружающими людьми в процессе нагляд но-действенного решения задач переход к решению их в на глядно-образном и словесном планах будет значительно об легчен. Предположения, возникающие в результате анализа ма териалов, полученных во второй серии экспериментов, были проверены нами в экспериментах III серии. IV. Решение задач на механические связи и отношения в различных планах при специальной организации ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка и актуализации его речевого общения с окружающими Пытаясь выяснить условия перехода от наглядно-дейст венного к наглядно-образному и дискурсивному мышлению, мы провели III серию экспериментов. Проводившиеся нами опыты, так же, как и опыты второй серии, носили обучающий характер. Однако применявшиеся 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=