УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
ким образом к высшим типам ориентировки. Однако такое изменение формы ориентировочно-исследовательской дея тельности еще не всегда свидетельствует о том, что она адэк- ватна своему содержанию. Чем выше форма ориентировка, тем большую роль приобретает в ней прошлый опыт субъ ек та, позволяющий вскрыть действительное значение исследуе мых раздражителей. Мало проследить, например, глазом си стему рычага: нужно еще выделить основные его ком понен ты (ось, местоположение цели, место прикрепления ш нурка или линейки к одному из плеч рычага и т. д ) и на основании возникающих под влиянием зрительных впечатлений от дета лей рычага двигательно-осязательных ассоциаций установи ть их значение для действий ребенка. Как показывают данные эксперимента, не у всех детей удается путем применявшихся ibo второй серии способов обу чения организовать такого рода ориентировочно-исследова тельскую деятельность. Некоторые дети, например, ориентируются только на со отношение точки приложения силы и местоположения цели, не обращая внимания на ось рычага. Если, например, они видят, что линейка прикреплена близко к цели, они тянут ее к себе. Если линейка прикреплена далеко от цели, они тол кают ее от себя. Недостатки такого рода ориентировки в ус ловиях наглядно-действенного решения задач легко компен сируются двигательными пробами, которые возникают при первой же практической неудаче- При решении же задач в наглядно-образном плане такой способ ориентировки неиз бежно приводит к неудаче. По-видимому, для перехода от решения задач в наглядно действенном плане к решению их в наглядно-образном и сло весном планах важное значение имеет то, какая по форме и по содержанию ориентировочно-исследовательская деятель ность сложилась у ребенка в процессе практического опери рования предметами. Есть основания предполагать, что если в процессе обуче ния детей решению задач на механические связи и отноше ния в наглядно-действенном плане специально организовать их ориентировочную деятельность в соответствии с сущест венными особенностями исследуемых объектов, переход к наглядно-образному, а также дискурсивному мышлению бу дет значительно облегчен. 2. Мы уже говорили о том, что при решении задач на ме ханические связи и отношения как в плане наглядно-дейст 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=