УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
рычага к его концам. Картинка находится с одной стороны от гвоздика, а колечко с веревочкой — с другой- ' Лена молчит. Экспериментатор, повторяя задачу, тупым концом карандаша на столе чертит схему ее условия. Лена:— Подвинула около картинки! (Жестом показывает передвиже ние кольца по проволоке). Экспериментатор: — Что подви нула? Лена: — Веревочку. Экспериментатор: —-И потом что сделала? Лена:— К себе! -(жестом показывает, что тянет ве ревочку к себе). Обучение детей 4—5 лет, а тем более старших детей, при водит к тому, что им становятся все более доступными сло весно раскрываемые способы решения задач- Поэтому все большую роль приобретают словесные компоненты ориенти ровочно-исследовательской деятельности. Соответственно это му перенос приемов, усвоенных при решении задач в нагляд но-действенном плане, изменяется. Если у младших детей обучение решению наглядно-действенных задач в значитель ной мере помогает приобрести навыки решения задач в на глядно-образном плане и сравнительно мало влияет на реше ние задач, данных в словесном плане, то дети 5—6 лет ус пешно решают уже более половины (65%) словесно изложен ных задач, тогда как этот процент успеха в I серии до стигал 15%, а до приобретения опыта практического реше ния такие задачи не решались вовсе. Данные II серии эксперимента показывают, что, хотя опыт, приобретенный в процессе наглядно-действенного реше ния задач, является необходимым условием перехода ребен ка к наглядно-образному и к дискурсивному мышлению, од нако не всякий практический рпыт обеспечивает возможность такого перехода. Анализ материала обнаруживает некоторые особенности поведения детей при решении задач в наглядно-действенном плане, которые могут объяснить затруднения при переходе к другим видам мыслительной деятельности. Среди этих особенностей необходимо отметить следую щие: I- Во второй серии опытов экспериментатор добивается с помощью наглядного показа и словесных указаний значи тельного изменения ориентировочно-исследовательской дея тельности детей. В этих условиях в ходе экспериментов исче зают более примитивные типы ориентировки (I и II), наблю давшиеся в первой серии опытов. Все дети при помощи руки и глаза начинают исследовать систему рычага, переходи та 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=