УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

возраста. Это связано с особенностями усвоения обобщенного опыта (передаваемого детям посредством обучения) на раз­ личных возрастных ступенях и у различных детей. Дети 3—4- летнего возраста с трудом усваивают словесные объяснения, даваемые экспериментатором. Для них наиболее эффективны­ ми являются действенные способы обучения. Даже тогда, когда в результате неоднократного повторения в процессе практического решения дети — трехлетки усваивают словес­ ную формулу соотношения основных компонентов рычага, которая нужна для решения, у некоторых из них эта словес­ ная формула существует как бы самостоятельно, не связы­ ваясь с практическими пробами решения и не становясь ор­ ганизатором практического действия. Так, при решении задачи № 6, где необходима предвари­ тельная операция перемещения кольца с прикрепленным к нему шнуфком на плечо с целью, Ce­ ll режа Шал. (3; 4) долго и безуспеш­ но тянул за шнурок к себе, дергал его, пытался повернуть рычаг, использо­ вав инерцию вращения. Эксперимен­ татор спросил: «Где должна быть при­ вязана веревочка?» — «Около картин- Задача № 6. ки»,— ответил Сережа, но не попытал­ ся сдвинуть кольцо на плечо с целью. Он потребовал проволоку и, заменив ею шнурок, движением от себя сделал то, что требовалось, т. е. повторил решение задачи № 2, показанное и объясненное перед этим ребенку экспериментатором. Женя Кир. (3; 6) в ходе решения задачи № 6 в ответ на вопрос «Где должна быть веревочка?» Также заявил: «Около картинки», но продолжал с силой дергать шнурок к себе, не делая попытки продернуть шнурок к цели- В какой-то момент кольцо соскользнуло к цели, ребенок случайно нашел реше­ ние, но воспроизвести его самостоятельно еще раз не сумел. Несмотря на то, что эти дети в конечном счете обучаются решению задачи в наглядно-действенном плане, перенос ус­ военного способа решения в наглядно-образный план проис­ ходит с трудом, а перенос в словесный план оказывается не­ возможным. Те из трехлеток, кто овладел не только практически дей­ ственными способами решения, но и их словесной формулой (их оказалось лишь 2 из 10 испытуемых—Лена К. (3; 1Г) и 00

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=