УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ном и. словесном планах, мы перешли к изучению положи­ тельного влияния обогащения практического опыта на ре­ шение задач в этих планах. С этой целью был организован обучающий эксперимент. Экспериментатор, пользуясь наглядным показом и словес­ ными объяснениями, знакомил ребенка с устройством рычага и обучал его правильно решать задачи на механические свя­ зи и отношения в наглядно-действенном плане. После того, как все дети в результате обучения овладевали опытом без­ ошибочного решения задач в наглядно-действенном плане, им предлагали решать аналогичные задачи в наглядно-образном п словесном планах- Полученные данные свидетельствуют о том, что в резуль­ тате проведенного обучения значительно возрастает эффек­ тивность решения задач в наглядно-образном и словесном планах (см. табл. № 4). Таблица 4 Влияние обучения детей решению задач в наглядно-действенном плане на решение ими аналогичных задач в наглядно-образном и словесном планах (% правильных решений) В о з р а с т Задачи в наглядно­ образном плане Задачи в словесном плане 3—4 г. 50,0 21,7 4—5 л. 51,7 33,3 5—6 л. 75,0 65,0 6—7 л. 91,7 86,7 й Изменения исходных показателей, достигнутые нами пу­ тем обучения в области наглядно-действенного мышления ре­ бенка, привели к положительным сдвигам также и в области его наглядно-образного и словесного мышления. Однако и во второй серии экспериментов между реше­ нием задач в различных планах не обнаруживается полного соответствия- Обучение детей правильному решению задач в наглядно-действенном плане не во всех случаях приводит к такому же успешному решению аналогичных задач в нагляд­ но-образном и словесном планах. Наименьший эффект обучения отмечен у детей младшего 89

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=