УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
чи, условия которых изображены на рисунках и сообщены словесно, если они не получили, в отличие от того, что имело место на первом этапе экспериментов, предварительного опы та решения аналогичных задач в наглядно-действенном плане. Каждому ребенку предлагалось решить задачи на основании словесного описания их условий, а затем его знакомили с рядом рисунков, наглядно представляющим эти задачи. Во втором цикле опытов исследовалось влияние обучения решению задач в наглядно-действенном плане на решение сходных задач в наглядно-образном и словесном планах. Ис пытуемыми были те же дошкольники, что и в первом случае. Анализ результатов, полученных на первом этапе второй серии экспериментов, показывает, что в этих условиях эффек тивность решения оказывается значительно ниже, чем в усло виях первой серии экспериментов (см табл. № 3). Таблица 3 Решение детьми задач в наглядно-образном и словесном планах пр того, как они решали аналогичные задачи в наглядно-действенном плане (в % к числу предъявленных задач) В о з р а с т Задачи в наглядно образном плане Задачи в словесном плане 3—1 г. 0 0 4—5 л. 6,65 0 5—6 л. 13,8 0 6—7 л. 25 13,3 Таким образом, отсутствие у ребенка опыта практическо го решения задач на механические связи и отношения в на глядно-действенном плане отрицательно сказывается на ре шении аналогичных задач в наглядно-образном и словесном планах. То обстоятельство, что некоторые старшие дети и в этих условиях решают задачи в наглядно-образном и словес ном планах, свидетельствует, по-видимому, лишь о том, что они уже приобрели известный практический опыт использова ния простейших механических связей и отношений за преде лами наших экспериментов. Выяснив отрицательную роль, которую играет отсутствие практического опыта при решении задач в наглядно-образ 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=