УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
планах, где требуется более или менее полное словесное фор мулирование способа достижения цели. Полученные данные свидетельствуют о наличии опреде ленной последовательности в формировании различных ви дов мышления у ребенка-дошкольника. В начале развивается наглядно-действенное мышление, за ним формируется на глядно-образное, и, наконец, рассуждающее, дискурсивное мышление- Эксперименты свидетельствуют также о связи различных видов мышления в процессе развития. Анализ отдельных слу чаев показал, что только те дошкольники, которые правильно решили задачи в наглядно-действенном плане, могут успешно справиться с аналогичными задачами в наглядно-образном и словесном планах. Об этой связи свидетельствует также и то обстоятельст во при решении задач на механические связи и отношения как в плане наглядно-действенном, так и в наглядно-образ ном и чисто словесном планах у детей обнаруживаются раз личные словесные реакции, в том числе более или менее пол ные словесные решения. Иначе говоря, при всех видах мы слительной деятельности, дети в большей или меньшей степе ни пользуются средствами языка. Таким образом, обработанные материалы 1-й серии экс периментов дают некоторое основание утверждать, что раз личные виды мышления генетически связаны друг с другом и что в ходе развития ребенка раньше формируется наглядно действенное мышление, на основе которого в дальнейшем складываются другие виды мыслительной деятельности. Для более детального выяснения этой связи потребова лись дополнительные экспериментальные исследования. Влияние обучения дошкольников решению задач в в наглядно-действенном плане на решение ими сходных задач в наглядно-образном и словесном планах (П-я серия экспериментов) Стремясь выяснить, какое влияние оказывает опыт, при обретенный детьми-дошкольниками в процессе решения за дач на механические связи и отношения в наглядно-действен ном плане, на решение сходных задач в наглядно-образном и словесном планах, мы провели вторую серию экспериментов- Эксперименты строились по двум направлениям. В первом случае мы исследовали, как дети решают зада
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=