УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

планах, где требуется более или менее полное словесное фор­ мулирование способа достижения цели. Полученные данные свидетельствуют о наличии опреде­ ленной последовательности в формировании различных ви­ дов мышления у ребенка-дошкольника. В начале развивается наглядно-действенное мышление, за ним формируется на­ глядно-образное, и, наконец, рассуждающее, дискурсивное мышление- Эксперименты свидетельствуют также о связи различных видов мышления в процессе развития. Анализ отдельных слу­ чаев показал, что только те дошкольники, которые правильно решили задачи в наглядно-действенном плане, могут успешно справиться с аналогичными задачами в наглядно-образном и словесном планах. Об этой связи свидетельствует также и то обстоятельст­ во при решении задач на механические связи и отношения как в плане наглядно-действенном, так и в наглядно-образ­ ном и чисто словесном планах у детей обнаруживаются раз­ личные словесные реакции, в том числе более или менее пол­ ные словесные решения. Иначе говоря, при всех видах мы­ слительной деятельности, дети в большей или меньшей степе­ ни пользуются средствами языка. Таким образом, обработанные материалы 1-й серии экс­ периментов дают некоторое основание утверждать, что раз­ личные виды мышления генетически связаны друг с другом и что в ходе развития ребенка раньше формируется наглядно­ действенное мышление, на основе которого в дальнейшем складываются другие виды мыслительной деятельности. Для более детального выяснения этой связи потребова­ лись дополнительные экспериментальные исследования. Влияние обучения дошкольников решению задач в в наглядно-действенном плане на решение ими сходных задач в наглядно-образном и словесном планах (П-я серия экспериментов) Стремясь выяснить, какое влияние оказывает опыт, при­ обретенный детьми-дошкольниками в процессе решения за­ дач на механические связи и отношения в наглядно-действен­ ном плане, на решение сходных задач в наглядно-образном и словесном планах, мы провели вторую серию экспериментов- Эксперименты строились по двум направлениям. В первом случае мы исследовали, как дети решают зада

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=