УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

требует ориентировки с помощью зрительного анализа и ре­ чи. Ребенок 3—4 лет еще не может сделать этого самостоя тельно: он пытается решить задачу, изображенную на картн не или изложенную словесно, либо с помощью прямых дей­ ственных проб (имитируя движения, пригодные для непосред­ ственного достижения цели), либо словесно описывает способ непосредственного достижения цели, точно не замечая рыча­ га,— мобилизуя прежний житейский опыт. Дети 4—5 лет успешнее справляются с решением задач в наглядно-образном плане. Это связано с некоторым измене­ нием характера ориентировочно-исследовательской деятель­ ности при решении задач в наглядно-действенном плане. В ориентировочно-исследовательской деятельности все большую роль приобретает зрительно-двигательное и зритель­ ное прослеживание соотношения основных компонентов ры­ чага- Несколько больше анализу условий наглядной задачи помогает и слово. Однако решение задач, изложенных чисто словесным пу­ тем, и для детей этого возраста остается недоступным. У некоторых детей 5—6 лет впервые ориентировка в усло­ вии задачи вычленяется как специальная цель действия, как этап решения. Ребенок этого возраста, прослеживая зритель­ но соотношение компонентов рычага, активнее включает в этот процесс и речь. Вместе с этим существенно меняется строение процесса решения: появляются решения «в уме», выражаемые словесно, которые в дальнейшем практическом действии лишь проверяются. Перенос решения в наглядно-образный и словесный планы в этих случаях детям доступен. У самых старших дошкольни­ ков это выявляется еще отчетливее- Результаты эксперимента показывают, что количество ре­ чевых реакций у детей всех возрастных групп при решении задач в наглядно-действенном плане незначительно. Среди младших детей совершенно нет таких, которые формулируют решение задачи словесно до того, как они начали действо­ вать практически. У средних и старших детей процент таких решений не превышает 17. Как показывает анализ полученных данных, развернутые словесные решения возникают очень редко у детей всех воз­ растных групп. Это не могло не сказаться отрицательно на решении задач в наглядно-образном и особенно в словесном 86

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=