УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
требует ориентировки с помощью зрительного анализа и ре чи. Ребенок 3—4 лет еще не может сделать этого самостоя тельно: он пытается решить задачу, изображенную на картн не или изложенную словесно, либо с помощью прямых дей ственных проб (имитируя движения, пригодные для непосред ственного достижения цели), либо словесно описывает способ непосредственного достижения цели, точно не замечая рыча га,— мобилизуя прежний житейский опыт. Дети 4—5 лет успешнее справляются с решением задач в наглядно-образном плане. Это связано с некоторым измене нием характера ориентировочно-исследовательской деятель ности при решении задач в наглядно-действенном плане. В ориентировочно-исследовательской деятельности все большую роль приобретает зрительно-двигательное и зритель ное прослеживание соотношения основных компонентов ры чага- Несколько больше анализу условий наглядной задачи помогает и слово. Однако решение задач, изложенных чисто словесным пу тем, и для детей этого возраста остается недоступным. У некоторых детей 5—6 лет впервые ориентировка в усло вии задачи вычленяется как специальная цель действия, как этап решения. Ребенок этого возраста, прослеживая зритель но соотношение компонентов рычага, активнее включает в этот процесс и речь. Вместе с этим существенно меняется строение процесса решения: появляются решения «в уме», выражаемые словесно, которые в дальнейшем практическом действии лишь проверяются. Перенос решения в наглядно-образный и словесный планы в этих случаях детям доступен. У самых старших дошкольни ков это выявляется еще отчетливее- Результаты эксперимента показывают, что количество ре чевых реакций у детей всех возрастных групп при решении задач в наглядно-действенном плане незначительно. Среди младших детей совершенно нет таких, которые формулируют решение задачи словесно до того, как они начали действо вать практически. У средних и старших детей процент таких решений не превышает 17. Как показывает анализ полученных данных, развернутые словесные решения возникают очень редко у детей всех воз растных групп. Это не могло не сказаться отрицательно на решении задач в наглядно-образном и особенно в словесном 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=