УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

В зависимости от особенностей ориентировочно-исследова­ тельской деятельности при решении задач в наглядно-дейст­ венном плане менялась эффективность решения задач на ме­ ханические связи и отношения. На таблице № 2 показаны количественные соотношения между типом ориентировки и эффективностью решения за­ дач. Они убедительно говорят о важной роли ориентировоч­ но-исследовательской деятельности в решении задач на меха­ нические связи и отношения. Соотношение между типом ориентировки и решением задач в наглядно-действенном плане у детей различных дошкольных возрастных групп (в % к числу решавшихся задач в каждой возрастной группе. Случаи отказа от решения исключены). Тип ориенти­ ровки Воз- ,, раст -4 4 - 5 5 - -6 6--7 реш. не реш. реш. не реш. реш. не реш. реш. не реш. I — 3,5 — — 1,3 — •— И 6,8 22,4 .6 15,2 2,6 6,8 1,3 9,1 III 10,3 5,2 21,3 3,0 19,9 5,3 13,0 6,5 IV 51,8 — 54,5 — 64,1 — 70,1 — Однако, как видно из таблицы, успешное решение задач в наглядно-действенном плане достигается весьма различными путями, с помощыб различных видов ориентировки- Именно это и послужило основанием для подтвержденного экспери­ ментально предположения, что решение задач в наглядно-об­ разном и словесном планах будет менее успешным, чем в плане наглядно-действенном. В самом деле, если задача в наглядно-действенном плане может быть решена даже при ориентировке II типа, где ребенок осуществляет решение с помощью прямых двигатель­ ных проб, в непосредственном действии, то перенос приобре­ тенного опыта на задачи, предъявляемые в наглядно-образном и словесном планах, наблюдается в этом случае редко. Решение задачи в наглядно-образном и словесном планах 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=