УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

ентировочно-исследовательская деятельность приобретает различный характер как в отношении своей формы, так и в отношении тех объектов, на которые она направлена. Первый тип ориентировки, которую мы называем прими­ тивно-хаотической, заключается в следующем: у ребенка от­ сутствуют ориентировочные реакции на условия предложен­ ной задачи. Дети рассматривают обстановку комнаты, в ко­ торой происходит эксперимент, смотрят на экспериментатора, но не обращают внимания на цель и на рычаг, с помощью которого она может быть достигнута. Решение задачи, есте­ ственно, при этом типе ориентировки не под силу. Этот тип ориентировки встречается, главным образом, у младших де­ тей на первых стадиях эксперимента. Второй тип характеризуется тем, что ребенок полностью сосредоточен на цели, которая должна быть достигнута, в го время как рычаг оказывается на периферии внимания и не подвергается специальному исследованию. Ребенок, либо тя­ нет руку непосредственно к цели, не прикасаясь к рычагу, либо, толкая рычаг то туда, то сюда, все время смотрит на цель, следит за ее перемещением и меняет свои движения, если цель начинает удаляться- При таком способе ориентировки часть детей успешно ре­ шает отдельные задачи, но, не уловив принципа устройства рычага, с трудом переносит приобретенный опыт в новые, измененные условия. Третий тип характеризуется зрительно-двигательной ори­ ентировкой не только на цель, но и на связанный с нею ры­ чаг. Ребенок исследует рычаг, пробует привести его в движе­ ние, толкнув прикрепленную к нему линейку или потянув за привязанный к нему шнурок. Производя эти пробные движе­ ния, ребенок все время следит за своими движениями и до­ стигаемыми результатами. Эффективность решения отдель­ ных задач и перенос приобретенного опыта в новые условия при таком способе ориентировки значительно повышаются. Четвертый тип ориентировки имеет чисто зрительный ха­ рактер. Получив задачу, ребенок, не совершая каких-либо пробных движений, зрительно оценивает соотношение основ­ ных компонентов рычага, а затем, на основе такого предва­ рительного исследования условия задачи сразу дает ее пра­ вильное практическое решение. По-видимому этот четвертый, чисто зрительный тип ориентировки возникает на основе предшествующего, третьего типа, характеризующегося зри­ тельно-двигательным исследованием ситуации. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=