УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Таблица 1 Эффективность решения механических задач в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах (в % к числу предъявленных задач в каждой возрастной группе). о з р а с т Задачи в нагляд­ но-действенном плане Задачи в нагляд­ но-образном плане Задачи в словесном плане 3—4 г. 55,0 17,5 0 4—5 л. 85,0 53,8 0 5—6 л. 87,5 56,4 15,0 6—7 л. 96,3 72,0 22,0 тей всех дошкольных возрастов, особенно резко у детей 3—4 лет (с 55 до 17,5%). У старших детей это снижение менее значительно (с 96 до 72%). При переходе к задачам, условия которых сообщаются ре­ бенку чисто словесным путем, число правильных ответов ста­ новится еще меньшим. У детей двух младших возрастных групп (3—4 г.и 4—5 л), достигших сравнительно высоких результатов в решении за­ дач на базе наглядно-действенного мышления, при словесном •описании условий задач нет ни одного правильного решения- У старших детей число правильных решений, вытекающих из осознания словесной формулировки задач, установлено в че­ тыре с лишним раза ниже, чем соответствующее количество решений в наглядно-действенном плане. Такой результат .не явился неожиданным. Уже пробные наблюдения, связанные с поведением детей при решении за­ дач в наглядно-действенном плане, дали основание предполо­ жить, что если решение задач в наглядно-действенном плане будет успешным, то далеко не всегда будет столь же легким решение их в наглядно-образном и словесном планах. Во время решения задач первого цикла у детей возникают различные ориентировочные реакции. Дети ощупывают нахо­ дящиеся в поле их достижения предметы, пробуют привести в движение рычаг, потянув за прикрепленную к нему линейку, оценивают взором соотношение между различными частями установки и т. д. Часто к этим первосигнальным реакциям присоединяются второсигнальные в виде различных вопро­ сов, адресованных экспериментатору- У различных детей ори­ 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=