УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

I дискурсивному мышлению не был, однако, подвергнут спе­ циальному изучению. Оставалось недостаточно ясным, каким образом происходит этот переход и от каких условий он за­ висит. Задача нашего исследования заключалась в том, чтобы проследить, как формируется сложная мыслительная дея­ тельность, как наглядно-действенные формы мышления пере­ ходят в дискурсивные и каковы условия этого перехода. 'Мы изучали, как дети различные дошкольных возрастов решают задачи, требующие установления простейших меха­ нических связей и отношений в тех случаях, когда они даны в наглядно-действенном, наглядно-образном и чисто словес­ ном плане. Для решения этих задач детям был необходим анализ принципа механических связей и перенос этого принципа. Мы стремились учесть, какую роль в усвоении и переносе этого принципа играет наглядно-действенный опыт при различных условиях его организации, с одной стороны, и речевая моби­ лизация прежних связей, с другой. Дети должны были решать задачи, требующие для дости­ жения необходимого результата, использования различного рода рычагов. В процессе проведения одних опытов они ре­ шали такие задачи, практически оперируя реальными рычага­ ми. В ходе других опытов они рассказывали или показывали, как можно решить подобные задачи, условия которых изоб­ ражены на рисунках. Наконец, в третьем случае они расска­ зывали о способах решения аналогичных задач, условия ко­ торых им сообщались словесно. Первая серия опытов заключалась в установлении того, как дети различных дошкольных возрастов решают задачи на механические связи и отношения в этих различных пла­ нах. Во второй серии экспериментов мы устанавливали, как обучение ребенка решению задач в наглядно-действенном плане сказывается на решении аналогичных задач в нагляд­ но-образном плане и в плане словесных рассуждений. Поскольку в процессе опытов первой и второй серий выяс­ нилось, что опыт, приобретенный при решении задач в на­ глядно-действенном плане, не всегда переносится в план сло­ весных рассуждений, мы провели третью серию эксперимен­ тов. При помощи этих экспериментов исследовалось, какой эффект может вызвать специальная организация ориентиро­ 81

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=