УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9
I дискурсивному мышлению не был, однако, подвергнут спе циальному изучению. Оставалось недостаточно ясным, каким образом происходит этот переход и от каких условий он за висит. Задача нашего исследования заключалась в том, чтобы проследить, как формируется сложная мыслительная дея тельность, как наглядно-действенные формы мышления пере ходят в дискурсивные и каковы условия этого перехода. 'Мы изучали, как дети различные дошкольных возрастов решают задачи, требующие установления простейших меха нических связей и отношений в тех случаях, когда они даны в наглядно-действенном, наглядно-образном и чисто словес ном плане. Для решения этих задач детям был необходим анализ принципа механических связей и перенос этого принципа. Мы стремились учесть, какую роль в усвоении и переносе этого принципа играет наглядно-действенный опыт при различных условиях его организации, с одной стороны, и речевая моби лизация прежних связей, с другой. Дети должны были решать задачи, требующие для дости жения необходимого результата, использования различного рода рычагов. В процессе проведения одних опытов они ре шали такие задачи, практически оперируя реальными рычага ми. В ходе других опытов они рассказывали или показывали, как можно решить подобные задачи, условия которых изоб ражены на рисунках. Наконец, в третьем случае они расска зывали о способах решения аналогичных задач, условия ко торых им сообщались словесно. Первая серия опытов заключалась в установлении того, как дети различных дошкольных возрастов решают задачи на механические связи и отношения в этих различных пла нах. Во второй серии экспериментов мы устанавливали, как обучение ребенка решению задач в наглядно-действенном плане сказывается на решении аналогичных задач в нагляд но-образном плане и в плане словесных рассуждений. Поскольку в процессе опытов первой и второй серий выяс нилось, что опыт, приобретенный при решении задач в на глядно-действенном плане, не всегда переносится в план сло весных рассуждений, мы провели третью серию эксперимен тов. При помощи этих экспериментов исследовалось, какой эффект может вызвать специальная организация ориентиро 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=