УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Г. И. МИНСКАЯ, кандидат педагогических наук К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ ОТ НАГЛЯДНО­ ДЕЙСТВЕННОГО К РАССУЖДАЮЩЕМУ МЫШЛЕНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Мышление не дано человеку в готовом виде от рожде­ ния. Оно формируется на протяжении детства под влиянием условий жизни и воспитания. Мышление возникает на основе непосредственного, чувственного познания действительности и его развитие неразрывно связано с процессом овладения ребенком словарным фондом и грамматическим строем род­ ного языка. Будучи единым по своей природе, мышление в зависимо­ сти от условий деятельности ребенка, уровня его развития и степени овладения языком выступает в различных формах, которые появляются в известной последовательности. В ка­ честве таких форм мыслительной деятельности в психологии обычно выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и дискурсивное, или рассуждающее мышление. Ряд представителей зарубежной психологии ложно трак­ тует природу мышления вообще и различных его разновидно­ стей в частности. Так, К. Бюлер, Липман, Боген и др. непра­ вомерно противопоставляют наглядно-действенное мышление дискурсивному, считая, что они, якобы, не связаны друг с другом и будто бы являются обнаружением совершенно раз­ личных врожденных способностей. • В противоположность этому проведенные советскими пси­ хологами исследования свидетельствуют о том, что различ­ ные виды мышления генетически связаны между собой, и в ходе развития ребенка происходят переходы от одного к дру­ гому. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему, 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=