УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

учение, пример, труд, одобрение, осуждение, игра, режим и др. Из всего сказанного видно, что в теории и практике сло­ жилась определенная система методов и средств нравствен­ ного воспитания детей в семье. Рассмотрим кратко специфику применения следующих ос­ новных методов и средств воспитания коммунистической мо рали у подростков в семье: рассказ и беседа, приучение, при­ мер, труд.-, В иоле нашего зрения было несколько 5, 6, 7 классов и 80 семей, в которых в течение ряда лет проводилась научно- исследовательская работа. Наблюдения и педагогические эксперименты осуществлялись силами классных руководите­ лей школ, лучших студентов старших курсов Тульского педа гогического института и автора статьи. Значительное место в нашей работе заняло изучение уже сложившегося опыта. С другой стороны, под нашим влиянием и руководством складывался в ряде семей опыт воспитатель­ ной работы среди подростков, который после проверок и сопоставлений использовался в целях научного обобщения. Анализ педагогических наблюдений, индивидуальных и коллективных бесед, письменных работ и экспериментальных работ позволил нам иметь следующие данные. I. Рассказ и беседа в семье Рассказ и беседа являются методом убеждения словом, об­ разования поняний о правильном поведении, развития и за­ крепления этого поведения. Большею частью они возникают сами собой, по поводу какого-нибудь события, имеющего близкое отношение к семье, или по поводу какого-нибудь до­ машнего дела, или в связи с отдельными поступками детей. Однако интересы подростков не ограничиваются рамками жизни семьи. Школьнику этого возраста, воспитываемому пионерской организацией, комсомолом, школой, семьей, со­ знательному участнику труда, хочется много знать из окру­ жающей действительности. Нередко он задает родителям та­ кой вопрос, который требует подробного и обстоятельного объяснения и на который сразу ответить не представляется возможным. Бывает, что рассказ или беседу приходится от­ кладывать на некоторое время, чтобы можно было подгото­ виться. Наши исследования показали, что наиболее существенное воспитательное воздействие на подростков оказывают те рас­ 8

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=