УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

В том случае, когда учащиеся смогут сами рассмотреть некоторые детали схем и сравнить, например, построение рим­ ских и греческих, римских и карфагенских войск (в битве при Каннах), они более внимательно слушают объяснение дальнейших событий. Это вызывается тем, что учащиеся уже первыми вопросами учителя поставлены перед необходимо­ стью думать. Такое изложение учебного материала повышает интерес учащихся, зрительный образ становится более чет­ ким, ярким, понятным. Итак, рациональное использование того или другого со­ четания слова и средств наглядности при сравнении как внешних свойств объектов, так и при сравнении связей и от­ ношений между явлениями, в зависимости от цели урока, ха­ рактера учебного материала и сравниваемых объектов, помо­ гает организовать и повысить мыслительную активность уча­ щихся на уроке, дает возможность им по-новому осмыслить полученные ранее знания, сделать их более глубокими и проч­ ными и т. д. Использование приема сравнения в учении уже само по себе организует мыслительную деятельность учащихся, спо­ собствует систематизации и конкретизации знаний, является средством проверки прочности и осознанности знаний уча­ щихся. Рациональное же использование сочетаний слова и средств наглядности повышает эффективность дидактического приема сравнения (см. таблицы и графики), стимулирует трудовые усилия учащихся на уроке, учит мыслить, анали­ зировать факты и события, делать выводы, что оказывает по­ ложительное влияние на качество усвоения учащимися новых знаний, способствует более полному, прочному и осознанно­ му запоминанию учебного материала.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=