УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

роения греческих войск (при возможных 20). Эти шестикласс­ ники назвали очень мало моментов построения римских войск (12 из 30). Очень слабо отвечали даже хорошие по успевае­ мости ученики 6 кл. «а». Так, Галя П-ая ничего не сказала о том, как стояли в фаланге греческие воины, как действовали в бою те и другие и т. д. Нина М-а, рассказывая, как дейст­ вовали в бою римские воины, совсем не упомянула о разме­ щении воинов по рядам, о том, где стояли новички, а где ве­ тераны, и о том, что каждый ряд делился на манипулы, стоял командир и т. д. Ученики же 6 кл. «б» все, кроме Нины 3-й, сумели пока­ зать на схеме построение войск. Если они назвали мало мо­ ментов построения греческих войск, то зато дали полную ха­ рактеристику построения римских войск: назвали 25 момен­ тов из 30 возможных. Слабая по успеваемости ученица Нина 3-я была чем-то взволнована, а потому значительную часть объяснения прослушала. Рассказав в общих чертах о построе­ нии войск, она не сумела объяснить, в чем конкретно состояло превосходство построения римских войск перед греческим. Однако это хорошо показали все другие ученики. Беседа через 4,5 месяца тоже показала, что учащиеся 6 кл. «б» материал усвоили лучше. Четверо из 5 смогли нари­ совать схему построения войск, а в 6 кл. «а» только двое, к тому же греческую фалангу эти двое изображали неправиль­ но, в виде полумесяца. Количественые данные тоже говорят о слабом усвоении данного материала учащимися 6 кл. «а». Количественный анализ ответов учащихся fi кл. «а» и 6 кл. «б» через 4,5 месяца Классы, формы сочета­ ния построение греческих войск построение римских войск абсолютное число правиль­ ных ответов % по отноше­ ний к числу возможных нравильн ,ix ответов абсолютное число правиль­ ных ответов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов 6 кл. „а“ ill и IV ф. 0 0 2 7 б кл. „б* I и IV ф. 9 45 27 90 78

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=