УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

во главе манипулы стоял свой командир. Греческие же вой­ ска стояли сплошной стеной, не разделяясь на опытных и ма­ лоопытных. Учитель подчеркнул, что построение римских войск давало большие преимущества, и раскрыл, в чем эти преимущества. Он указал, что, если нападали на греческую фалангу и разбивали ее построение, греческие воины рассы­ пались и действовали в одиночку, а римляне действовали по- другому: если разбивали первый ряд, то ему на подмогу шел второй ряд, а далее вся надежда была на третий ряд, где шли закаленные в боях воины. К тому же римские воины действовали всегда организованно, так как в каждой мани­ пуле был свой командир, и воины манипулы слушали его команду... Как усвоили материал учащиеся данных классов, пока­ зывает анализ бесед, состоявшихся после урока с 5 учащи­ мися в каждом классе. Количественный анализ ответов учащихся 6 кл. «а» и 6 кл. «б» после урока Классы, формы сочета­ ния построение греческих войск построение римских войск абсолютное число правиль­ ных ответов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов абсолютное число правиль­ ных ответов % по отноше­ нию к числу возможных правильных ответов 11! и IV ф. 6 кл. „а“ 5 25 12 40 I и IV ф. 6 кл. ,б ‘ 8 40 25 83 При подсчете учитывалось знание 4 моментов (отдельных деталей, особенностей) построения греческих войск — (1) «фалангой», 2) «сплошной линией, щитом к щиту, плечом к плечу», 3) «не подразделяясь на новичков и опытных», 4) действие в бою и 6 моментов построения римских войск (1) «рядами», 2) наличие манипул в рядах, 3) «новички в первом ряду», 4) «побывавшие в бою во втором ряду», 5) «ветераны в третьем ряду», 6) действия воинов в бою. Ни один ученик 6 кл. «а» не мог нарисовать построения войск, да и назвали все вместе только 5 особенностей пост­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=