УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

и своеобразие данной военной операции более убедительно, более наглядно К Для того, чтобы показать, какое сочетание слова и на­ глядности более эффективно при сравнении построения войск по схеме, проанализируем это сравнение, проведенное разными способами. На уроках применялись следующие наглядные пособия: 1) карта «Древняя Италия», 2) картина худ. А. В. Мартыно­ ва «Римский лагерь», 3) схема построения римских и грече­ ских войск, нарисованная учителем цветными мелками. Уроки проводились в школе № 7 и в школе № 11 г. Тулы. В 6 классе школы № 7 (6 кл. «б») построения войск учитель преимущественно руководил сравнением, а в 6 кл. школы № 11 (6 кл. «а») сравнение проводил сам учитель. В 6 кл. «а» учитель, после описания вооружения римских войск и выяснения превосходства вооружения римских войск перед греческими, обращал внимание детей на построение римских войск. Он рассказывал, как строились войска в бою, и при этом изображал схематично на доске построение рим­ ских войск, затем напоминал, как строились греческие войска в бою, и тоже наглядно представлял их построение на доске. Нарисовав схему построения войск перед боем, учитель рас­ сказывал о построении римских войск и объяснял, в чем со­ стояло преимущество его перед построением греческих войск. А в 6 кл. «б» учитель нарисовал схему построения рим­ ских войск и сказал учащимся, что примерно так строились эти войска, затем изобразил, как строились греческие войска, и предложил учащимся найти разницу в построении войск. Учащиеся обнаружили эту разницу и ответили, что греческие войска строились сплошной линией или фалангой, что стоя­ ли они стеной, плечом к плечу, щитом к щиту, а римские же воины делились на отряды и строились не фалангой, а тремя рядами. Какое это имело значение, объяснял уже сам учи­ тель, отправляясь от наблюдений самих учащихся. Он рас­ сказал, что в первом ряду в римских войсках располагались легко вооруженные воины и новички, во втором ряду стояли воины, уже побывавшие в бою, в третьем ряду — ветераны войны; что каждый ряд делился на десять манипул, а каждая манипула отделялась одна от другой на расстояние воина и > А. А. Вагин. Применение схематических планов и карг на уроках истории и их роль в воспитании учащихся. Журнал «Преподавание исто­ рии в школе», № 7, 1956 г. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=