УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Так, например, при изучении в 6 кл. темы «Римское вой­ ско» для разрешения поставленной задачи (показать превос­ ходство римской армии перед другими, ранее существовавши­ ми) учитель преимущественно руководит сравнением. Так ор­ ганизовать сравнение позволяет и характер учебного мате­ риала и наглядные пособия. Сравнение же механических при- Графическое изображение № 1 Графическое изображение >ё _* *•<>£ Обозначения: — ц ф. соч. ........... IIIи IV ф. соч. способлений осуществляет сам учитель (в учебнике малы по размерам рисунки, запечатлевшие снаряжение римских вои­ нов, и совсем не показаны приспособления для боя у греков). При сравнении же построения римских и греческих войск по схеме учитель сначала руководит сравнением построения войск, а о том, какое имело значение для ведения боя то или другое построение, сообщает сам, так как учащиеся не могли бы узнать об этом, сколько бы ни вглядывались на схему. Выбор данных сочетаний зависел не только от цели урока, но и от характера наглядных пособий. В качестве наглядного пособия здесь используется схема. О применении на уроках истории схем, чертежей и их ро­ ли довольно обстоятельно рассказывает в своих работах А. А. Вагин. Он пишет, что планы и схемы полезно приме­ нять при изучении истории войн и революций, так как они помогают учителю объяснить ход сражения, раскрыть смысл 75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=