УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 9

Данные таблиц показывают, что учащиеся 7 класса «а» учебный материал усвоили прочнее, глубже, чем учащиеся 7 кл. «б». Итак, при изучении темы «Природные зоны СССР» в 7 классе наибольший эффект дает такое сочетание слова и средств наглядности, при котором учитель, отправляясь от проведенных учащимися наблюдений, ведет их к осознанию зависимости особенностей растительного и животного мира от климата данной зоны путем сравнения особенностей ра­ стительного и животного мира одной зоны с другой. Такие же результаты выявлены и на уроках по другим учебным предметам. Изложенный выше вывод можно проиллюстрировать сле­ дующим графическим изображением. Если за 100 процентов принять все количество названных объектов (1183) и свойств объектов (1036), в классах, где сравнение проводилось по II, III и IV формам сочетания, то на долю сочетания, при котором учитель вопросами подводит учащихся к осознанию наблюдаемых явлений, приходится 730 объектов, т. е. 62% и 722 свойства, т. е. 70%; а на долю сочетания, при котором учитель сам проводит сравнение, — 450 объектов, т. е. 38% (см. график № 1) и 314 свойств, т. е. 30% (см. график № 2). Если 1109 объектов и 1030 свойств, названных через оп­ ределенный срок, принять за 100%, то на долю II формы со­ четания приходится 776 объектов, т.е. 70% и 721 свойство, т. е. 70%, а на долю III и IV формы—333 объекта (30%) и 309 свойств (30%). До урока и в тех и других классах учащиеся назвали при­ мерно равное количество объектов и их свойств- Данные таблиц и графиков показывают, что учащиеся, не только правильно вскрывают и объясняют причины, по­ рождающие наблюдаемые явления, но и лучше усваивают фактический материал (называют больше объектов и их осо­ бенностей). Однако следует учесть, что не всегда при сравнении мож­ но попользовать только такое сочетание слова и наглядности, при которых учитель руководит процессом сравнения и под­ водит учащихся к осознанию наблюдаемых явлений. Часто вышеуказанные сочетания выступают в соединении с другим. Выбор тех или других сочетаний зависит как от учебной за­ дачи урока, так и от характера самого материала и нагляд­ ных пособий. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=